Больше рецензий

Eco99

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 августа 2019 г. 13:31

2K

4.5 "самому сделаться крепким, дабы устыдить крепчайших"

Лесков большое значение придаёт названию. У меня два противоположных видения понимания подобного названия. С одной стороны однодум ассоциируется с ограниченностью, с выбором только отдельной стороны жизни и игнорирование всей широты, в том числе и дум, размышлений, мыслей. Ограниченность мышления близка к уродству.
С другой стороны, однодум может представлять собой твердое следование определенным правилам, или стремление к одной цели с преодолением препятствий. Лесков любит сталкивать противоположности, ставя ситуацию в крайности, а читатель пусть уже сам думает. Отсюда могут возникнуть не только противоположные точки зрения, но и негативное восприятие некоторых произведений обеими дискутирующими сторонами. Лесков часто берет для своих произведений темы, которые имеют дискуссионный и неоднозначный характер восприятия в обществе.

Автор с любовью и мягким юмором описывает атмосферу прошлого времени. Главный герой Александр Афанасьевич Рыжов поначалу работал на почте, разнося её между двумя городами, и всегда носил с собою одну книгу, Библию, читая её в свободное время. На этой книге и была основана его праведность. По дороге из города в город Алексашка любил отдыхать возле дуба, где и пришла к нему мысль:

«давшего ему мысль самому сделаться крепким, дабы устыдить крепчайших. И он принял это посвящение и пронес его во весь почти столетний путь до могилы, ни разу не споткнувшись, никогда не захромав ни на правое колено, ни на левое.»

Повзрослев и получив чин на почте, Рыжов пошел в квартальные, где и проявил стойкость своего характера, честным трудом без взяток. В этот момент возникает парадокс между требованием читателями от Лескова описания праведников и жизнью самого народа. Не всегда вписываются праведные принципы в желания основной народной массы. Особенно, если этот праведник начинает требовать от них жить по закону. Ладно, народ, ему чаще всего может быть польза от праведного квартального, кроме тех, кто себе привилегий искал через взятки. Вся система была отработана через самовознаграждения, а Рыжов на своем месте, ломал её, перекрывая некоторый денежный поток, идущий к начальству. Соответственно начальство стало изживать Рыжова. В итоге изгнали его мать с базара, так как не подобает, чтобы мать такого уважаемого человека была торговкой на базаре. Мать вскорости, без дела и померла. Далее решили женить его, чтобы жена его до ума довела. Но только от всех стараний начальства сплошные анекдоты получались.

Один раз приезжал с досмотром к ним в город новый губернатор, а перед этим Рыжова временно городничим поставили, вместо снятого прежнего. Так Александр Афанасьевич и губернатора к порядку призвал и имел с ним философский разговор. После чего получил Рыжов награду за свою службу. Но носить Рыжову орден было не на чем, так как на жалованье, живя на хлебе, овощах и воде, не мог он купить себе, полагающийся ему для его должности мундир.

Стойкий был парень. Близким от этого проку не было, и примером для других он не стал. Возникают мысли о каком-то большем смысле в этой праведности. Чтобы не только буква закона выполнялась, а более гибкий был подход в выполнении тех же христианских заповедей. Чтобы не в букву всё упиралось, а в дух, в реальные жизненные ситуации. Может тогда и проку будет больше.

«На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, — они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся.»