Больше рецензий

OksanaBoldyreva674

Эксперт

Просто мнение обычного читателя.

19 августа 2019 г. 21:05

2K

4 А только Россию ли не понять умом?

"Умом Россию не понять", - сказал классик в далеком 19 в. А только ли Россия и ее загадочная душа не поддается рациональному пониманию? Я вот все пытаюсь понять, что же такое случилось в центре Европы в 30-х годах прошлого века, как в одной из самых культурно развитых стран могло победить мракобесие и нравственное варварство под названием нацизм, провозгласивший идеалом "нового человека" самые низменные и жестокие инстинкты, присущие нашим древним предкам? Это и есть возвращение к столь ценным национальным традициям?

Я всё понимаю, уязвленную Версальским договором национальную гордость, желание сбросить оковы этого унизительного мира, занять достойное место среди могущественных держав, решить внутренние проблемы, избавиться от нищеты, безработицы, уличных беспорядков, периодически вспыхивавших на улицах, особенно больших городов, обрести уверенность в завтрашнем дне, которые слабое республиканское правительство не в состоянии было обеспечить своим гражданам. И я понимаю, что нацистам удалось создать видимость, что они с этой задачей успешно справились, тем самым заручившись поддержкой большинства населения страны. Но ведь всему должен быть какой-то предел, какая-то грань, черта, за которой все эти "достижения" теряют свою ценность. И когда она уже давно пересечена, а народ успокаивает свою совесть самообманом, делая вид, что верит радио и прессе, а не собственным глазам и ушам, не замечая того, чего не хочет видеть, этого я не понимаю. Не понимаю сердцем. Хотя умом я именно это как раз понимаю, не вижу смысла лгать самой себе, что в подобных обстоятельствах я наверняка или даже точно вела бы себя иначе. А вот чего я не могу понять никаким умом - как можно будучи в здравом уме всерьез верить в эту, не побоюсь этого слова, ахинею о расовом превосходстве "арийцев", провозглашающей, что любой "расово полноценный" индивидуум, какой бы сброд он собой не представлял, по определению стоит выше любого интеллигентного, культурного, образованного еврея, славянина и т.д. Я понимаю, что тому самому сброду, которому и гордиться нечем, кроме как своей "расовой" принадлежностью, эта бредовая теория чрезвычайно льстила, но другие-то люди, более интеллигентные, культурные, образованные, как могли позволить этой беснующейся черни так распоясаться, дать себя увлечь за собой вместо того, чтобы указать этим молодчикам, где их настоящее место, пока их вождь не приступил к выполнению своего обещания того, что мир содрогнется? Мир содрогнулся, при попустительстве образованных, интеллигентных сограждан эти представители "высшей расы" за 12 лет у власти успели наворотить столько, что потомки до сих пор до конца отмыться не могут. Никаким умом я не могу этого понять, неужели и правда "после нас хоть потоп" стало тогда принципом для всех?

Каждый раз, когда читаю книги о Третьем Рейхе, будь то художественная или документальная литература (а читаю я ее много, поскольку тема интереснейшая и неисчерпаемая, на мой взгляд), возникают у меня такие мысли. Вот и "Семья Опперман" Лиона Фейхтвангера вновь навела меня на эти размышления. В художественно-публицистической форме, через рассказ о жизни еврейской семьи Опперман, повествует автор о самых первых годах становления нацистского режима в Германии. О том, как представители процветающей благополучной семьи с приходом к власти канцлера Гитлера и его штурмовых отрядов лишилась крова, родины, любимого дела, а кто-то даже жизни, автор повествует с бесстрастностью документалиста, без громких слов и пафоса делится он своей болью и недоумением от того, во что превращается его любимая Германия, тем не менее без обиняков называя вещи своими именами и не теряя (пока еще) веры в здравый смысл ее народа. На мой взгляд, именно этим и представляет ценность этот роман, не особым художественным слогом или какими-то поворотами сюжета, а достоверностью изложенных в нем фактов, призывом к соотечественникам одуматься и остановиться, ведь роман написан автором по горячим следам, в 1933 году, когда нацисты еще только пришли к власти, их "тысячелетний рейх" еще только начал приобретать свои угрожающие черты и еще не поздно было повернуть назад к цивилизованному государству. В этом романе мне, пожалуй, немножко не хватило эмоциональной вовлеченности в происходящие с героями события, при чтении скорее возникала мысль "Да вы что там в самом деле с ума все посходили", касающаяся ситуации в целом, а не судеб отдельных героев, за это и поставила книге твердую "четверку", а не "четверку с половиной" или даже "пять".

Об одном из эпизодов романа мне хотелось бы упомянуть отдельно. К сожалению, то что он мне особо запомнился, касается уже скорее не гитлеровской Германии, а современной России. Уберу его под кат, чтобы не давать спойлер всем.

спойлер
История с докладом Бертольда очень напомнила мне скандал, произошедший у нас в России буквально пару лет назад. Точно также, как и в случае с Бертольдом, одна ретивая дура-"патриотка" была оскорблена в лучших чувствах докладом старшеклассника, показавшимся ей порочащим честь нации и память ее героев и начала раздувать скандал на всю страну. Все ее единомышленники дружной толпой начали было травить парня в соцсетях, распространять гневные воззвания, наполненные "патриотическим" содержанием, которые, по их мнению, более уместными были бы в качестве доклада школьника, чем те слова, которые он произнес. Неизвестно, чем бы дело кончилось для злосчастного Коли из Нового Уренгоя, если бы за него не вступились на высшем уровне и не дали отмашку оставить пацана в покое. Бертольду Опперману не повезло, за него некому было вступиться. А дело и вовсе выеденного яйца не стоило, ведь парню всего лишь не дали закончить свой доклад, а он сам был слишком горд, чтобы объясняться с тупым нацистом-преподавателем и не собирался просить прощения за то, чего он не имел в виду, как тот требовал. История имела трагический для Бертольда конец, а ретивый наци, думается мне, даже и много позже, когда его любимый "тысячелетний рейх" приказал долго жить, так и не раскаялся, что своей тупой непреклонностью загубил молодую жизнь.
свернуть

Прочитано для "Игры в классики", а также в новогоднем мобе 2019 по рекомендации Танюши Tarakosha . Спасибо, ты наверняка знала, что мне придется по вкусу :)

Комментарии


ты наверняка знала, что мне придется по вкусу :)

по крайней мере догадывалась)

немножко не хватило эмоциональной вовлеченности в происходящие с героями события,

а мне порой нравится, что некая отстраненность не бьет намеренно по эмоциям. Но это дело вкуса, конечно


Нет, мне тоже нравится вообще-то )) как у Элтона, например, в "Двух братьях" я терпеть не могу, когда автор откровенно давит на эмоции, особенно когда таким темам книга посвящена. Может на контрасте с Цвейгом она мне чересчур спокойной показалась, я их одновременно читала, а в той прямо сплошной надрыв ))


я терпеть не могу, когда автор откровенно давит на эмоции,

вот полностью с тобой согласна)
у Цвейга там больше психологическая драма, хотя порой и перебарщивает с эмоциями, а тут национальная трагедия....((

Никаким умом я не могу этого понять, неужели и правда "после нас хоть потоп" стало тогда принципом для всех?

а читая этот роман, не вспоминала Литтела случайно ?


Про Литтела я вообще почему-то забыла, у него индивидуальные тараканы ГГ в моей памяти затмили описание прелестей Рейха, а какие моменты ты имеешь в виду, или ты про атмосферу романа в целом?


как-то бы красиво оформить мысль))
смысл в том, что это просто есть в человеке и все возможно, что такое могло случиться с любым народом. Как-то так


Ясно ) Полностью с тобой согласна, стечение обстоятельств, ставшее благоприятной почвой для подобного рода вещей в определенное время в определенном месте. Я абсолютно не согласна, что в какой-то другой стране не могло случиться ничего подобного. Случалось и случается до сих пор. Да что уж там говорить, и у нас в стране в свое время также свихнулась определенная группа граждан на идеологической почве и готова была извести под корень всех своих врагов. Вся разница в том, что врага видели в представителях определенной социальной группы, а не народа. Так что гордиться точно нечем. А американцы по отношению к тем же индейцам, а англичане со своей колониальной политикой? Нет, я абсолютна не согласна с теми, кто видит истоки нацизма в немецкой культуре и уж тем более с теми, кто видит в этом какую-то генетическую предрасположенность. Это вообще, по-моему, тот же фашизм наоборот.


вот именно эту мысль и транслирует Литтелл, на мой взгляд)


Может быть, я честно признаться над общим посылом его книги как-то не задумывалась, для меня неординарная личность его героя затмила все ))) причем именно как индивидуума, а не как представителя своего народа, соцгруппы и т.д.


ну там есть от чего испытывать такие чувства к нему))


вот-вот, нечасто такого встретишь... к счастью ))) я более ординарных предпочитаю, они не так утомительны )


согласна) хотя порой для эмоциональной встряски, наверное, неплохо)