Больше рецензий

Underthinks

Эксперт

Тревожный читатель

18 августа 2019 г. 16:36

875

5 Хорошая книга в нужное время

Начиная писать об этой книге, я никак не могу обойтись без никому не интересного предисловия. Дело в том, что в какое-то время (это было лето 2015) я с ужасом начала замечать, что у меня пропало прежнее чувство, испытываемое при чтении. Начиная и бросая, а иногда домучивая очередное произведение, я понимала, что нет больше упоения чтением, нет того интереса, когда изо всех сил пытаешься не заснуть поздно ночью, глотая главу за главой, а просыпаясь, переполняешься восторженным предвкушением - сейчас продолжу! Нет досады, что нужно прерваться - на дорогу до автобуса, на душ, на прочие несовместимые с книгой дела. Я даже испугалась, что переняла раньше времени мамин синдром - в школьном возрасте она читала под уличным фонарём до утра, а годам к пятидесяти пресытилась полностью.
Оказалось, всё не так. Оказалось, всё дело в книгах.

На "Девять девяностых" Анны Матвеевой я набрела случайно - листая очередной книжный паблик, увидела ссылку на бесплатный доступ к шорт-листу премии "Большая книга". Эта книга - первая из прочитанных мной в этом списке. И вот она-то вернула мне всё, чего так недоставало. Это сборник небольших повестей - как позиционируется в рецензиях - о девяностых годах прошлого века. Их девять - девять разных историй об одной исторической вехе. На самом деле, девяностые в полный рост стоит искать в "Брате" или "Бригаде", а "Девять девяностых" - о людях, вне времени. Несомненно, конкретные исторические интервалы влияют на персонажей, как на любых живых людей - эти внезапные взлёты, эти - такие реальные! - страшные падения... Если искать литературную аналогию, я сказала бы, что эта книга - "Улицкая-light". Тот же близкий и образный язык, истории отдельных людей или семей, но именно LIGHT - Матвеева гораздо светлее и легче, а главное, создать неповторимую засасывающую атмосферу ей удаётся без жалкого порно и череды смертей.

В каждой из частей сборника есть что-то, что вызывает в груди удивлённую радость или горечь узнавания - себя или знакомых. Заканчивая "Умного мальчика", обещаешь себе "всего пару страничек из "Такой же", но снова и снова идёшь сквозь текст, как будто переходя из вагона в вагон в электричке, при этом, в каждом вагоне сидит друг твой или соседка, а то и вовсе - ты сам, как у Стругацких.

Читать "Девять девяностых" приятно и вкусно, "Горный Щит", например, шуршит и стучит вокруг звуками загородной жизни, "Такая же" - погружает в холодное осеннее утро с ощущением крепкого сочного яблока в ладони, "Безумный Макс" - завораживает и перерождает, особенно ближе к концу, когда начинаешь прозревать и леденеть от своего прозрения. Отдельно стоит обозначить "Екатеринбург" - как яркий пример полёта человека за мечтой, который не прервётся даже когда мечта видоизменится и, как библейские свиньи, чуть ли не "обернётся и растерзает". Каждый из рассказов неповторим, как человеческая жизнь.

Об авторе я узнала только, когда книжка кончилась целиком. Узнала, что Анна Матвеева лауреат различных премий - это на сто процентов заслуженно. Спасибо огромное автору, спасибо организаторам премии - без них я ни за что бы не догадалась, какое сокровище прячется за скромным названием.