Больше рецензий

YanaSeyter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июля 2019 г. 11:37

869

2.5 Чёрная Надюха на районе

Давненько я не читала отечественный ромфант, особенно такой чудной. Но чудной не в плохом смысле, а скорее в... никаком. Я так и не поняла, понравилось мне или нет: вроде как было любопытно, но серьезные минусы в книге не позволили ей поставить оценку повыше. А обложка, к слову, вполне передаёт главную сюжетную линию книги, вот только она слегка преувеличена — никакого разврата в истории нет (а жаль).

— Я — Смерть, девочка. Зачем ты мне? Хочешь стать богиней? Этого не будет. Чтобы быть равной мне, недостаточно глупого предсказания. Думаешь, ты первая или последняя, кто мне был предназначен? Сотни женщин были до тебя и сотни будут позже. Царицы, полубогини и чародейки. Кто ты? Не самая красивая, не самая умная и не самая смелая.

В центре сюжета девонька Наденька — Чёрная царевна, которой предначертано стать невестой бога мертвецов и которая вот уже 16 лет сидит-скучает в башне, пока никто и не думает рассказывать, что она там вообще забыла. А ещё она типа последняя чародейка в Яблоневом Крае (ну где-то там глубоко внутри), и все её ненавидят и винят во всех бедах королевства. Но настоящие приключения девушки начинаются, когда она таки сбегает с башни, преследуемая всем добрым людом и в сопровождении некого охотника Роджера, с которым знакома... ну, минут 5.

Фэнтези у автора получилось необычное, тут очень много всего намешано, и за всю книгу я так и не сумела со всем разобраться. Сначала все было довольно-таки понятно: чародеи прошлого воевали и истязали Яблоневый Край, пока наконец не погибли от таинственной болячки, оставив заправлять всем с десяток богов. А ещё мир населен кучей непонятных тварей, с которыми даже боги разобраться не могут. И все это происходило в типично фэнтезийном королевстве, напоминающем средневековье, — точнее, так я думала, пока в книге не начали появляться странные обьекты: лекало, кафе, где можно заказать чай и пирожные (фэнтезийный Старбакс, блин), журналы про моду (интересно, а выкройки для нашей рукодельницы Надюши там есть?), вывески с обнаженными женщинами, пижамные штаны, апельсиновый сок (да его небось сами кикиморы готовят), алкогольные коктейли, которые подают со льдом, кофе, ружья, корабли и трамваи. Конечно, при желании такую мешанину всего на свете можно объяснить тем, что это же фэнтези, но у меня его нет у меня сложилось впечатление, что кто-то просто намешал разные временные эпохи в одну кучу, создав этакую солянку. Странно, что в конце инопланетяне на своей тарелке мимо не пролетали.

Несмотря на то, что порой от такого изобилия болела голова, сеттинг мне а принципе понравился. Особенно владение бога мертвых — такой себе круг Сансары, где люди бродят, пока не искупят свои грехи, чтобы отправиться в новый цикл жизни, и город Хель — мирное пристанище для всех неупокоенных, время провождения в котором отмеряется количеством совершенных за жизнь добрых поступков. Ещё впечатлили владения богины вод Марины и бога сна Мака, и заколдованный город, в котором уже 300 лет не всходит солнце. И вот этим, пожалуй, все хорошее и ограничилось.

В целом вся книга представляет собой огромное путешествие в никуда. Начинается все с того, что Наде надо выбраться из своего родного города, где её чуть не грохнули, но безопасной канатной дорогой она воспользоваться не может, потому что богиня Мокошь сказала идти через полный чудовищ лес. И вот держат они с Роджером путь куда-то, но при этом постоянно попадают не туда, в следствии чего героиня просто бесцельно прыгает по всевозможным локациям. Чаще всего, ей даже пешком не приходится идти, потому что ей помогают то боги, то такси-оборотни, то ещё какие твари ("ой, тебе нужно в поднебесный город богов, и ты хочешь полететь туда на драконе? не парься, тут за углом короткая дорога есть, пошли покажу!"), а иногда её и вовсе брали в плен и довозили, хотя чаще просто теряли по дороге.

Во время путешествия героиня забавляла своей непросветной глупостью и наивностью. То она забывала, что за все в городе нужно платить ("какие-такие деньги?"), то доверяла буквально каждому встречному, узнав только его имя (а если он красавчик, то и замуж за него готова солгасится пойти), и постоянно совалась в заведомо опасные места. Я все понимаю: ты всю жизнь жила в башне, света белого не видела, но ты ж вроде как умная баба (знания трех языков, математики, географии...), так зачем же так тупить, Надюха? Ее хочет убить буквально каждый встречный (хотя если б на самом деле хотели, то 10 раз уже грохнули б), и при этом каждому из них она хочет помочь — они ж просто заплутали, эти бедные овечки — и так же просто им верит. "Везёте меня в неясном направлении целым вооруженным отрядом? Да пожалуйста, и ещё раз не забудьте заехать! Предлагаете съесть странного вида еду? Наверняка она отравлена... Не, бред какой-то, тащите добавку!"

А главное хобби нашей царевны — падать в обморок и отключаться, и делает она это по десять раз на дню. Для тех, кто книгу не читал, это может стать неплохим алко-челленджем, хотя есть вероятность, что вы просто сопьетесь, а в доказательство этого — нарезка моих любимейших моментов с пробуждением Нади после очередной отключки, идущих друг за другом:

Она оттолкнула его от себя и вдруг… проснулась.
Царевна вздрогнула и… проснулась.
Надя отпрянула от двери и… проснулась.
Надя садится на ступени, до крови закусывает губы и… просыпается.
Шаги в коридоре… и Надя вновь просыпается.

По странной аналогии с книгой "Терновая ведьма", прочитанной мной недавно, Надя тоже упорно не догадывается, кто вообще такой Роджер, который волочится за ней как верная собаченка и все время спасает, — даже когда он призывает мертвецов, рассказывает все-все-все о богах, печется о судьбе покойников и читает ее мысли. Но тут автор вовремя подсуетилась и, чтобы все не говорили, какая Надя глупая, прокляла ее в духе "ты не поймёшь, кто твой суженный, а когда втюхаешься в него, то вы расстанетесь!" (очень коварно, но страдала от этого скорее уж я). Любовная же линия, к слову, не особо раздражала: героиня влюбляется не в один миг, а аж за 2 недели (видимо, не такой уж он и красавчик, её избранный, чтобы так просто терять голову), Роджер на это тратит ещё больше времени, часто называя Надю глупой, некрасивой и слишком маленькой, за что ему большой респект. Правда, потом это неприятное событие все же случилось, и персонажи упорно орошали страницы книги крокодильими слезами.

В историю автор активно пыталась добавить жести и кровавости (и это при том, что книга 12+), но меня эти потуги просто позабавили — преимущественно описывалось, что кто-то мочится на каждом шагу героини (она видела это даже из окна своей высоченной башни!). А от упоминания расчлененки я просто смеялась вслух: лучше бы была просто кровь и расплывчатые упоминания тел, чем "вокруг посыпались куски людей... рука в желто-лиловом рукаве, изящное женское ушко с бриллиантовой серёжкой... запах жареного мяса..." (ммм, вкуснятина!). К концу этот жуткий креатив автора сошел на нет, и снова можно было читать нормально.

Финал книги порадовал: было увлекательно наблюдать за тем, как Надя перестала мотаться вокруг, как безголовая курица, и наконец сделала что-то стоящее, и это практически без посторонней помощи. Хотя вот её чародейский дар, который проснулся совсем недавно, но она уже королева магии, выглядел весьма притянутым за уши, так же как и способности Нади колдовать дни напролёт и даже не уставать. Главный конфликт в принципе был разрешён, жутко коварный замысел разгадан, и я этим осталась довольна, хоть в любом случае не собиралась читать продолжение.

В итоге могу сказать, что это, конечно, не лучшая книга в моей жизни, но она была забавной и развлекла меня на два дня. Хоть и красноречиво напомнила, почему я не люблю русских авторов и ромфант в принципе.