Больше рецензий

15 июля 2019 г. 17:36

574

4.5

Классическая такая пратчеттовская книжка, которая должна обязательно понравиться его любителям и поклонникам. Здесь есть всё, что и обычно: несколько сюжетных линий, сливающихся в одну, немного скомканная развязка, любимые герои из других циклов, знакомство с ещё одной частью Плоского мира - историческими монахами и игры со временем.
Вот эти пратчеттовские завихрения во времени меня всегда сильно умиляли. Вот возьмём другую книжку и другого автора – Толкиена. У него чувство времени есть. И время имманентно присуще его миру. У Толкиена нет необходимости как-то подробно останавливаться на описании времени, оно просто есть, и автор, хорошо чувствующий его, пишет так, что читатель просто ощущает этот неумолимый ход времени и ход средиземской истории. У Пратчетта всё по-другому. Время он не чувствует и не понимает. Он делает моментальные снимки своего мира с разных ракурсов, не показывая его в развитии, описывая некое статичное вечное состояние. И это тоже прекрасный способ создания и описания своего искусственного мира! Не подумайте, я вовсе не в упрёк Пратчетту это пишу. Но время для него – странная непонятная штука, которую надо попытаться понять. Поэтому так много в его книгах фокусов со временем, путешествий в прошлое и будущее, альтернативных вариантов развития истории. Это очень милый приём, очаровательное художественное допущение, которое трогает своей нереальностью. Жаль только, по коллегам-историкам проехался, ну да это вообще общее место нынче для людей от Науки Истории далёких, к сожалению.
У Пратчетта, кстати, несмотря на его вечный стёб над клише, на самом деле тоже довольно таки много общепринятых клише, хоть и чуть более сложных и менее очевидных. И тем приятнее и удивительнее его грамотные философские мысли. «Вор времени», наверно, одна из самых философских его книг. И это очень толковая философия, радующая своей внезапной диалектикой. Аудиторы, как абсолютная не-жизнь, абсолютный порядок и абсолютная логика не являются при этом абсолютным злом. Они следят за тем, чтобы атомы вращались, и гравитация работала, а это всё же необходимо. Злом они становятся, когда пытаются заменить собой жизнь. А их противники, четыре Всадника Апокалипсиса плюс пятый - Хаос, воплощение абсолютной энтропии, вообще-то не являются абсолютным добром. Но именно так мир и работает: хаос борется против порядка и в то же время они не возможны друг без друга. Время создаёт, и время разрушает. Сейчас очень любят мыслить однозначными абсолютными категориями, забывая про неизбежность и необходимость противоречий, так что Пратчетт - молодец.
Кстати, только в третьей книге про аудиторов я смогла понять, чем же они плохи. Объективные законы природы и общества существуют, логика работает, аудиторы именно за соблюдением законов мироздания и логики следят - почему они стали отрицательными персонажами? Нет, по действиям понятно, почему, но мне это казалось авторским произволом. Спасибо одному моему товарищу, местами потенциальному аудитору, показавшему мне наглядно, что с аудиторами не так: не работает в реальной жизни формальная абстрактная логика, логика математики на листке бумаги, она может работать только в идеальном мире аудитора, где все разложены на атомы. «Все живы и здоровы, только не двигаются. Очень аккуратно». В реальном мире работает старая добрая диалектика, учитывающая развитие и противоречия, учитывающая человеческий субъективизм и эмоции. Никто ж не станет утверждать, что Смерть действует нелогично. Но его логика глубже и полнее, чем аудиторская.
К сожалению, вот такой аудиторский примитивизм есть и в Сьюзен, поэтому, хоть убей, не могу её полюбить. И по отношению к своему замечательному деду она удивительно жестока, что тоже любви к главной героине лично мне не прибавляет. А с учётом того, что и Лобсанг, чудо-отрок, герой просто по рождению, мне не слишком симпатичен, то и романтическая история в «Воре времени» меня не трогает. А жаль, обычно у Пратчетта лирические линии очень милые. Здесь же, пожалуй, пара Джереми - Мирия вызывала больше сопереживания. Мирию вообще очень-очень жаль. По-настоящему трагичный персонаж.
С Мирией, кстати, связан ещё один очень правильный, потрясающий философский анахронизм от сэра Пратчетта. Сейчас в моде роботы, искусственные интеллекты и прочие киборги, а он чётко и ясно связывает человечность с хрупким, нелепым и прекрасным человеческим телом. Пратчетт критичен, очень критичен к людям, но он признаёт за нами право на существование. Он не стремится заменить нас более совершенными высокотехнологичными существами, не испытывающими физических ощущений и эмоций, всегда поступающими правильно, в соответствии с правилами аудиторов. Нет, мы люди, у нас есть весьма несовершенные тела, мы хотим есть, чувствуем холод и боль, любим и ненавидим, и именно это и делает нас людьми – творцами всего плохого и всего хорошего в этом мире.
Очень классно, с осознанием вот этой человеческой двойственности у Пратчетта обыграна проблема «спасение человека или спасение человечества». Меня всегда напрягало однозначное решение у Толкиена: Сэм спасает Фродо, наплевав на судьбу Средиземья, и хотя в итоге всё складывается хорошо, это «хорошо» - результат авторского произвола. У Пратчетта чётко показано, что так делать не надо, что это приводит к катастрофическим последствиям не только для человечества, но и для человека тоже. И в то же время он понимает, что это «так по-человечески». И в то же время признаёт, что мир должны спасать хладнокровные циничные сволочи. И это гораздо более аргументированная позиция, чем апологетика абстрактной привязанности к конкретному человеку у Толкиена.
Отдельные прекрасные спелые вишенки на торте под названием «Вор времени» - это монастырь и школа. Ох, как же прекрасно Пратчетт проходится по любителям древней мудрости, полученной в процессе созерцания собственного пупа! Сам автор однозначно выбирает Путь госпожи Космопилит - путь реальной жизни, реальных проблем и реальной мудрости, полученной в процессе их решения. Ну а восхитительный стёб над обучением через игрища, над пиететом по отношению к «умненьким крошкам», которых мучают злые учителя, способен понять только тот, кто прошёл через пединститут. Пожалуй, Сьюзен-учительница, адекватная, строгая, поддерживающая дисциплину в классе и заставляющая детей работать, а не идущая у них на поводу, примиряет меня со Сьюзен вообще. Но это просто Пратчетт на любимую тему попал)