Больше рецензий

1 июля 2019 г. 12:56

2K

3 Посетите сеанс психоанализа каждого из героев!

В этом году решила почитать побольше русской классики, поскольку 99% прочитанных мною произведений, составляет именно зарубежная литература как современная, так и прошлых веков. Достоевский и его произведения меня мало привлекали: в них нет особого развития событий, сюжет не динамичный, очень сильно писатель «растекается мыслью по древу». Мне иногда от произведения хочется получить динамичности, а не самокопания в героях и себе, поэтому произведения Федора Михайловича старалась обходить стороной. Но в этот раз очень захотелось почитать Достоевского и из того множества произведений, которые у него есть обратила внимание на «Идиота».

В центре произведения находится князь Лев Николаевич Мышкин, последний представитель древнейшего рода, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где лечился от падучей (эпилепсии), но искренне мечтавший вернуться в Россию. Поэтому начало произведения начинается со сцены в поезде, в котором князь отправляется на родину.

Федор Михайлович основной темой своего произведения заявляет сострадание и добродетель. Этими главными чертами, как говорит писатель должен обладать каждый человек, но по задумке автора присутствуют только у Мышкина. Сам же князь практически ассоциируется с Иисусом Христом – он прощает людям все их безнравственные поступки, все их пороки, старается в каждом найти добрые и положительные черты, никого не осуждает, но и сам Лев Николаевич не безгрешен, поскольку вследствие своей добродетельности может совершить совсем неожиданный поступок, обидев тем самым многих своих знакомых.

Одной из характерных черт, которую я заметила в книге, является нестатичное присутствие персонажей на протяжении произведения. К таким личностям я отношу Рогожина, Настасью Филипповну, Ганю и генерала Иволгина. Также у Достоевского нет в «Идиоте» какого-то важного события, которое бы дало толчок для развития остальных, приведших бы героев к логическому финалу. В данном случае все события разрозненны и практически не связанные между собой. На мой взгляд, в произведении происходит такая ситуация, когда Федор Михайлович вбрасывает нашим героем очень неоднозначную по взглядам проблему или ситуацию, а персонажи определенное количество страниц ее прорабатывают: каждый высказывает свое мнение и т.д. К тому же, вышеуказанное произведение можно назвать вневременным по двум причинам: во-первых, у каждого, кто читает «Идиота» сложится собственное мнение о князе Мышкине, а во-вторых, у каждого будет его индивидуальное мнение и способ решения, той проблемы, которая ставится перед нашими героями, поскольку принципы морали и нравственности постоянно находятся в динамике, и что в другом веке считалось аморальным, то в наше время может восприниматься, как какая-то мелочь. Вот поэтому классика вне времени - она всегда заставляет нас взглянуть на обыденные или, наоборот, более важные проблемы с разных точек зрения.

Еще хотелось бы отметить, что в произведении есть нотка мистики, как мне показалась. Она разворачивается в любовном треугольнике между Рогожиным, князем Мышкиным и Настасьей Филипповной. Когда это троица встречается вместе, то читая, кажется, что герои находятся под каким-то дурманом: говорят полушепотом, урывками, а окружает их обязательная мрачная обстановка. По моему мнению, в любовных делах в этом произведении все ведут себя очень странно и нелогично: в тех поступках, которые совершают герои, касающиеся любовных дел, не подчиняются никаким законам Вселенной и просто невозможно дать никакого объяснения. Все сильно запутано; возникает ужасный клубок страстей, который невозможно распутать.

И в конце своей рецензии хотелось бы сказать про завершение романа, которое для меня было неожиданным, опять же покрытым мраком и быстро развивающимся. Скажу сразу, что вы даже ни на секунду не предугадаете, тем все закончится, поскольку в начале произведения не ставится никакой цели, к которой могли бы прийти герои. По-моему, такой фактор неожиданности создает желание быстрее прочитать книгу до конца!