Больше рецензий

voyageur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2011 г. 04:07

71

4

Англия, неуверенные и невнятные послевоенные 50-ые. Свежая память о разрухе бомбардировок, далекие грезы о государстве всеобщего благоденствия, дряхлеющая аристократия и вечно молодой капитализм. Именно в этих условиях решил реализоваться вечный сценарий про бедного мальчика из провинции, который настолько хотел выбраться из грязи, нищеты и беспросветности в высший, пахнущий сигарами и ванилью, мир богатых и влиятельных, что из милого и трогательного романтика стал подонком, негодяем и мерзавцем. История соблазнения наследницы крупного капитала и - паралельно - трагедия истинной любви - обязательные элементы. Самометания, рефлексии и терзания - опционально.

Конечно, этот сюжет многим знаком по злоключениям Жюльена Сореля, или же по отличному роману В. Підмогильного "Місто", или даже по фильму В. Аллена "Match point". Впрочем, Джон Брейн, похоже, не слишком акцентирует всю драму превращения юношеской невинности в утилитарный цинизм. Его герой, молодой чиновник (+ветеран войны), меняет свой опостылевший очень маленький городок на город с меньшей степенью провинциальности. Для него это, конечно, шанс, та самая синяя птица счастья, которую нужно не мешкая поймать за хвост, обскубать и сварить бульон. И настойчивости у парниши в этом деле хватает. Автор сразу дает понять читателю: "Дружище, да, мой герой, конечно, мудак. Но ты даже не представляешь, насколько...". Вот для раскрытия этого насколько роман и стоит прочесть.

Честно скажу - сюжетная линия касательно охмурения дочки фабриканта не занимала вовсе - очевидная, ясная и предсказуемая. Немало раздражало собственно девочка-дурочка (конечно, ее 19 годам можно многое простить - но не настолько), вульгарные и доходящий до примитива подкаты и планы главного героя. Несколько позабавила система деления людей на категории - в ее основе предположение о взаимозависимости ума и капитала. Следовательно, 1 категория - очень умные и богатые. 10я, как не прискорбно, тупые и нищие. Вот в таких социальных рамках герой и видит мир.

Самый главный "драйв" романа как по мне - отношения ГГ и его любовницы, замужней женщины на добрый десяток лет старше ее. Встречи-расставания, бурные душевные и телесные связи, драмы, скандалы, ревность, ссоры и примерения - хватит на пару сезонов мелодраматичного сериала. Тут наш герой проявляет свои лучшие черты - ноет, мямлит и скулит в своих вялых размышлениях, что дескать, вроде бы и ее люблю, но и деньги я люблю, и что же из этого лучше. А вот барышня - просто зачет. В своем неудачном замужестве она настолько зачахла, что даже наш молодой клерк внес свежую струю в ее жизнь. И она, к своему удивлению, познала себя настоящую и настоящее счастье - настолько, что даже просила героя убить ее тогда, когда они были наиболее счастливы.

Финал - торжественнен воспитательным пафосом в духе "ой, какой я негодяй, урод, предатель и мерзавец, пойду нажрусь как свинья и поплачу на бессердечную и жестокую жизнь". Да-да, а потом встану, быстренько женюсь, и все, трагикомедия окончена, пойдемте разжигать сигары стафунтовыми купюрами.

P.S. Флэшмоб 2011, спасибо TibetanFox