Больше рецензий

20 июня 2019 г. 15:06

1K

4.5 Не ходите, дети, на Аляску гулять

Эта относительно небольшая книга, родившаяся из журнальной статьи, представляет собой документальный роман, журналистское расследование Джона Кракауэра, предпринятое в связи с трагической гибелью Криса Маккэндлесса в 1992 году в заброшенном старом автобусе посреди аляскинской глуши. Если вы, также как я, до прочтения уже видели фильм по этой книге и знаете историю Маккэндлесса, книга все равно имеет большие шансы вам понравиться.

Во-первых, авторский стиль затягивает сразу и держит в напряжении до конца, хотя развязка уже известна и не оставляет шансов на счастливый исход. История молодого образованного американца из обеспеченной семьи, бросившего блага цивилизации ради обретения истинной свободы – центральная линия книги, но рассказана она нелинейно и строится на основе бесед с родными и знакомыми Криса, его писем, дневниковых записей, отмеченных им цитат из книг, которые нашли рядом с его телом. Кроме того, в книге рассказывается и о других подобных случаях отшельничества, и эпизод с альпинистским восхождением из личного опыта автора, который мог закончиться также трагически, как история Криса. Все это читается очень увлекательно, то как приключенческий роман, то как детективная история.

Во-вторых, книга на удивление хорошо переведена, для такого рода нон-фикшна. Обычно это что-то невразумительное, изданное на «авось и так раскупят».

Что заставило Маккэндлесса порвать отношения с семьей, отказаться от маячивших перед ним перспектив безбедной жизни – и просто уйти «в дикую глушь», колесить по стране, перебиваясь случайными заработками? На этот вопрос автор пытается найти ответ в детских годах Криса, в семейных сложностях, в книгах, которые он читал. Кракауэр пробует взглянуть на ситуацию глазами тех, кто знал Криса – его родителей, сестры, случайных попутчиков, бывших одноклассников и приятелей по колледжу.

Осознавал ли он степень риска, на который шел, или же его гибель стала следствием крайней беспечности? Был ли разрыв с привычным окружением бунтом против родительской опеки, или существование в золотой клетке действительно было равносильно для него тюремному заключению? Почему, несмотря на наличие практической смекалки, он не в меньшей степени оставался романтиком и идеалистом, последователем Толстого, Джека Лондона и Генри Дэвида Торо?

Книга не дает однозначных ответов на эти вопросы, и мне это понравилось, потому что ответы мог бы дать только он, Крис Маккэндлесс, и другие многочисленные крисы маккэндлессы, снова и снова отправляющиеся на поиски своей terra incognita, а чужое сердце – потёмки.