Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2019 г. 00:58

1K

3

Эта книга долго ждала своего часа в моем листе ожидания. А я, в свою очередь, ждала от нее этакой французской "шерлокхолмсовщины", блестящего детектива с налетом парижской элегантности, типичного классического детектива с любопытными персонажами, котороый останется в памяти как один из ценных образцов жанра. Тем более и автор без ложной скромности заявляет, что дело-то покруче, чем у По и Конан Дойла.

Но чем дальше в текст, тем очевиднее становится, что за громкими заявлениями Леру ничего особенного не кроется. Он мало того, что не выдерживает никакого сравнения с вышеупомянутыми мэтрами, еще и ведет себя некрасиво, да и просто-по хамски: в своем романе он в двух предложениях раскрывает всю интригу "Убийства на улице Морг" и "Пестрой ленты". То есть ему глубоко плевать на будущих читателей, которым его опус может попасться раньше повестей По и Конан Дойла. А еще говорят, что спойлеры - это угроза нашего времени...

Нужно быть совершенно несведущим в литературе, чтобы всерьез сравнивать Рультабиля и Холмса. Если во втором случае автор умело выписывал образ сыщика, дополнял его деталями, делал от его имени шокирующие заявления, постепенно наращивая "мясо" на "скелет" персонажа, то главный герой "Тайны желтой комнаты" абсолютно картонный. О нем мы знаем только, что он молод, самоуверен и работает в газете. Расследование ведется без передышки и начинается с места в карьер - нет никаких отступлений, создающих атмосферу. Нет отвлеченных бытовых сцен, помогающих проникнуться загадкой. Рассказчик, от лица которого веется повествование - тоже отнюдь не доктор Ватсон. Между ним и Рультабилем нет никакой химии, нет элементарного объяснения тому, зачем он вообще нужен. Об их знакомстве сказано ничтожно мало - разговорились в кафе. Что их связывает - совершенно непонятно. Ни доверительных отношений, ни тонкого взаимоуважения, как между Ватсоном и Холмсом - это уметь нужно, и оригинальность описываемого детективного расследования тут не поможет.

Не лучше обстоит дело и с разгадкой тайны - она элементарно скучна и прозаична, а если учесть, что об антагонисте мы знаем столько же, сколько о Рультабиле, если не меньше - и вовсе притянута за уши.
Помнится, я собиралась прочесть у Леру "Призрака оперы". Теперь не хочется. Автор оказался не слишком приятной и порядочной персоной, а в тщеславии не уступал своему герою.