Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

10 июня 2019 г. 12:29

888

2.5 Нашествие мерзких марсианских мухоморов

Вступительное слово.
В библиотеке, где я беру книги, Дин Кунц стоит бок о бок со Стивеном Кингом, но по сути ему далеко до короля ужасов.

Открывая роман "Полночь" читатель попадает в липкую паутину, созданную великим и ужасным Озом Томасом Шаддэком. Он словно жирный паук пытается поймать в сети побольше безмозглых мушек, впрыснуть в них яд дабы подчинить, а затем расширить границы своей паутины, своей власти, и господствовать над человечеством!
351271_2ffdc.gif
Первое лирическое отступление.
Если зайти в пустынную комнату, где давно не прибирались, и прислушаться.. Тссс. Слышите? "А-ха-ха-ха-ха!" Это смех той самой букашки в углу, что притаилась в тени на своей паутинке и ждет жертву. Букашке кажется, что она величественна и страшна. Даже не подозревает о такой силе, как тапок. Уж не говорю про целую человеческую ногу.

Томас Шаддэк является гениальным ученым, который создал Новых людей, лишенных чувств и эмоций. Эта особенность должна была помочь человеку подняться на новые вершины, вознестись над суетой и никчемными переживаниями, встать на один уровень с совершенными машинами. Вот только в большинстве своем Новые люди, потеряв способность что-либо чувствовать, выбрали более простой путь регресса. Что может быть более манящим, чем падение в бездну звериной сущности? Что сравниться с "восторгом дикой свободы и вседозволенности"? Жажда крови превращает мирных граждан провинциального городка Мунлайт-Кова в беспощадных убийц. Паутина жирненького Шаддэка уже не удерживает их. Потеряв контроль над телом и разумом, "одержимые" вырываются на свободу.

Второе лирическое отступление.
Читая роман, я чувствую себя американским среднестатистическим гражданином с весом 100 кг при росте 160 см, который занял два места в среднестатистическом американском кинотеатре и пожирает попкорн (тоже американский среднестатистический), тупо глядя на экран с мельтешащими картинками. Мне не важен глубокий смысл, заложенный в картине. Главное - побольше ярких кадров и симпатичные актеры. Хотя.. Пожалуй, ярких кадров достаточно.

Главы сменяют одна другую со скоростью перелистываемой страницы. При этом меняются и декорации. Только что читатель находился вместе с агентом ФБР Сэмом Букером на стоянке перед полицейским участком и вот уже в номере мотеля следит за приготовлениями ко сну Тесс Локленд, а затем со всех ног бежит по ночным улицам с Крисси Фостер или же наблюдает за происходящим в подзорную трубу Гарольда Талбота. На экране такая динамика смотрелась бы привычно, но в книге - вызывает желание распрощаться с ней. В дополнение к быстрой смене картинки автор обогатил свое произведение длинным и нудным разжевыванием особенностей Новых людей. Уже с самого начала понятно как они ими становятся и во что в итоге превращаются. На протяжении истории открываются новые детали, но когда агент ФБР со своими помощниками наконец-то разгадывает тайну Мунлайт-Кова, читателю остается лишь порадоваться его догадливости.

Третье лирическое отступление.
Вы еще с нами?

На этом список минусов романа не заканчивается. Стремление автора все разжевать глупенькому читателю приводит к тому, что мы, например, узнаем фирму зубной пасты, которой пользуется Тесс. Возможно, это как-то повлияло на ход событий, но, к великому сожалению, этого автор как раз и не объясняет.

Но давайте поговорим без шуток. "Полночь" на самом деле затрагивает серьезные вопросы: этику ученых, влияние родителей на психику детей, отношение здоровых людей к инвалидам, стремление человечества уйти от ответственности, обожествление машин и обесценивание живых существ (включая человека). Все это наслаивается в сюжете одно на другое, превращаясь в привлекательный, но бутафорский торт. Мания величия Томаса Шаддэка объясняется невниманием к нему родителей, а также общением с индейцем. Живя с убеждением, что он Великий и Ужасный Гений, Шаддэк пытается подчинить весь мир, прогнуть его под себя. При этом более грозного сравнения чем с хихикающим пауком он не заслуживает. Да, Шаддэк опасен, ядовит, однако достаточно одного тапка, чтобы заставить его упокоиться с миром.
Что касается безответственности человечества, то тут я скорее соглашусь с Дином Кунцом.

Четвертое лирическое отступление.
Я уже десять лет работаю репетитором. У многих моих учеников (в возрасте от 10 до 18) есть домашние любимцы. И очень часто я спрашиваю у таких детишек хотят ли они быть котиками/собачками? Так вот за десять лет я помню только один отрицательный ответ. Мое недоуменное "ПОЧЕМУ?" этот ученик отпарировал спокойным "да ну. скучно быть котом. целый день ничего не делаешь."

Из ничего-не-желающих-делать детей обычно вырастают ничего-не-желающие-делать взрослые. Однако, в отличии от животного человек все же склонен обучаться. Поэтому я считаю, что со временем ничего-не-желающие-делать люди начинают ценить свою жизнь и стараются использовать все возможности, дарованные ею. Иначе, уже сейчас мы жили бы в кромешном кошмаре, боясь выйти из забаррикадированных крепостей.
Перейдет к вопросу об инвалидах. Тут автор явно переборщил с толерантностью. Гарольд Талбот парализованный герой вьетнамской войны. У него не двигаются обе ноги и одна рука (хотя под конец книги оказывается, одна из ног все же двигается, не иначе как влияние синдрома "я спасаю мир"). Именно Гарри привлекает внимание ФБР к мистическим происшествиям в Мунлайт-Кове. Кунц рисует портрет благородного несломленного Героя, хотя в реальности такой человек нуждался бы в постоянном медицинском уходе. Но нет, Талбот живет один и помогает ему лишь специально обученная собака. По-моему перебор. После этого приходит сомнение в цвете кожи агента Букера. Может я что-то пропустила и он черный?

Что еще у нас осталось? Обожествление машин. Соглашусь, что с приходом технического прогресса, многое изменилось и ценят теперь больше машины, чем людей. Если ребенок с планшетом в руках упадет, то взрослый скорее кинется проверять сохранность гаджета, а уже потом обратит внимание на неуклюжего дитя и то только для того, чтобы отругать его (случай, виденный мной лично). Но и эту животрепещущую тему Кунц разворачивает перед читателем неуклюже и на фоне всеобщего нудного пережевывания проблема не вызывает отклика.

Таким образом, "Полночь" это сплошной фарс, неискренность и тягомотина. Какое счастье, что все это осталось в прошлом!

Книга прочитана в рамках игр
Долгая прогулка. Команда "Настроение: безумный чтец". Уровень 6. Основное задание №1. Бестселлер Нью Йорк Таймс.
Собери их всех! Карта Канто. Сафари, охота на Тороса.
Школьная вселенная. 4Б класс. Предмет №20. Практика выживания - помощь в рамках аттракциона.
А также в клубе
Мир аудиокниг. Лезу в гору за званием "Царь горы"