Больше рецензий

3 июня 2019 г. 17:44

64

5 Современная трактовка подвига Данко.

Подвиг- доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Результатом подвига может быть спасённая жизнь, важное открытие, выдающееся достижение. Подвиг требует внутренней силы. Он невозможен без твёрдого характера и мужества.

Подвигом можно считать работу Микеланджело Буонаротти, итальянского скульптора и художника, который, лёжа на спине, расписал плафон Сикстинской капеллы площадью в шестьсот квадратных метров. Это был титанический труд в течение четырёх лет.

Подвиг- это также героический поступок, когда человек, преодолевая себя, совершает почти невозможное. Когда говорят о подвиге, сраху вспоминаются герои Великой Отечественной войны. Это они, проявляя героизм, отвоевали мир на земле. Но самоотверженные поступки совершаются не только на полях сражений. Здесь вспоминаются строки из советского фильма 1972 года “Софья Грушко”: “У каждого человека наступает такой момент, когда он твердо должен решить, зачем он живет и для чего он живет!”.

Тема подвига есть не только в кино, но и в русской классической литературе. Конечно, самый яркий персонаж — это Данко из новеллы “Старуха Изергиль” Максима Горького. Когда я просматривал материал в интернете для статьи, то обнаружил современную трактовку подвига Данко. Читатель, вероятно, помнит, что герой вырвал свое сердце из груди и осветил этим “факелом великой любви” дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его “городое сердце”, и вот оно “рассыпавшись в искры” погасло.

Теперь, читатель, для того, чтобы увидеть разницу в трактовке этого подвига, я приведу строки из интернета: “Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным орагнизмом даром не проходит”. Весьма специфическая трактовка.

Такая трактовка этого подвига является именно отказом от классического определения подвига. То есть подвиг подменяется чем-то другим. Ведь, если подвиг — это уже не героический поступок, когда человек, преодолевая себя, совершает почти невозможное, а “издевательство над своим организмом”, то во что тогда превращается подвиг? На лицо война с идеей. Именно такая война ведется, когда необходимо уничтожить семантическое ядро слова, подменить одно содержание, другим. Если подвига нет, значит, нет героя, а есть сумасшедший, который является мазохистом. И вот уже вам в лицо говорят, что все ваши герои — сумасшедшие. И страна ваша — это тоталитарная страна, которая порабощала другие народы и делала из них таких же сумасшедших.

Далее в этой стране новому поколению говорят следущее: «ребята, мальчики и девочки, больше нет смысла преодолевать себя, напрягаться, если все равно твоё сердце раздавит какой-то идиот». Не будет тебе ни благодарности, ни восторга, ни лайков, ни денежного вознаграждения. Сразу вспоминаются строки В.С. Высоцкого: “Живи себе нормальненько, есть повод веселиться”.

Преодолевать себя не надо. А что если в тебе сидит что-то, что так и требует этого подвига? Если тебя все равно “тянет под танки”? Тогда надо в тебе эту охоту отбить окончательно. А как ее отбить? Показать, что твоя страна — это сплошная тюрьма, состоящая из лагерей. Обозвать эту страну “рашкой”, а ее героев “ватниками”.

Человека отключают от его истории. Сначала из школы убрали “Молодую гвардию”, как коммунистическую литературу. Следом враг нанес удар по героизму. А затем идет удар по русской классике, Пушкину, Достоевскому, Гоголю и т. д.

Лично я никогда не понимал всех этих пошлых шуток над Наташей Ростовой, князем Балконским. Все мы в школе учили фрагмент, когда князь лежал раненым в поле и видел Наполеона. Это одна из ключевых сцен в романе “Война и мир”. Но и эта сцена была низведена до простого бытового “ну и дурак”.

Подкоп ведется с целью дискредетации. Мол, а этот писатель много пил. А этот гулял. Все великое низводится до простого бытового с той же целью- отбить желание преодолевать себя ради возвышенной цели в этом мире. Данко вырвал сердце хорошо понимая то, что он умрет.

Но в момент подвига он думал о бескорыстном служении своему народу. Зоя Космодемьянская думала о служении своему народу. Значит, отрицая подвиг, мы отрекаемся от служения собственному народу. Как можно служить этим совкам? Так говорилось в перестройку. Теперь говорится тоже самое. Только слово “совок” заменили словом “ватник”.

И здесь мы обратимся к Пушкину, который очень хорошо описал служение своему народу.

...Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Если заменить служение народу простым наслаждением от жизни, то мы получим глупца Данко, который издевался над собой. И если так будет и дальше, то героями для наших детей станут вовсе не герои священной войны 1941-1945, и даже не герои русской классической литературы. А герои комиксов в лучшем случае. Или антигерои, то есть злодеи. В худшем случае. И здесь нам надо подробнее рассмотреть теперь тему антигероев в русской классичкой литературе.