Больше рецензий
2 июня 2019 г. 00:15
493
5 Отличное детективное чтиво =0)
РецензияОтличное уютное чтиво на много-много вечеров =0)
Особенности:
*Очень много психологии и мозгокопания: поведение людей, их мотивы, душевные метания, образ мышления, психотип, характер и проч. и проч. - разобраны до костей
*Мало описаний, и в основном это описания персонажей (подробные биографические справки) и природы (лаконичные метафоричные яркие и сочные)
*Никакой романтики и розовых соплей, суровая мужская проза
*Детективные новеллы они такие новеллы =0) огромное количество персонажей, типажей, характеров, мест действия
*Отец Браун на мелочи не разменивается - только трупы или кражи каких-нибудь мегадрагоценностей
*Главный герой - воплощение христианских добродетелей: всепонимающий и всепрощающий, обаяние сокрушительной силы =0) скромный и робкий, если дело касается его самого, но решительный и бесстрашный, когда речь идет о защите слабых.
Как и положено доброму пастырю, он обретается среди паршивых овец - в бедных кварталах, в низу общества, помогает страждущим, правда за пределами повествования, потомучто в пределах этого самого повествования он помогает исключительно самым богатым и знатным людям в самых роскошных и изысканных местах - замках, дврцах, поместьях. Богатые тоже плачут, знаете ли.
*Интеллектуальная проза - для автора весь интерес в придумывании загадки, хитроумного способа кражи или убийства, остальное - сюжет, композиция, интрига - его интересует мало
*Автор не дает читателю ключей от загадки, в этом смысле "отец Браун" весьма НЕинтерактивный детектив: большинство новелл имеет схему 1) экспозиция происшествия/героев = загадка, 2) отец Браун разгадывает и 3) рассказывает о том, как он до этого додумался. Читателю не дадут фактов, которыми владеет Браун, т.е. нет материала для самостоятельных умозаключений. Остается только наблюдать за детективом в рясе со стороны.
*Приемы Конан Дойля для создания "реальности": вписывание выдуманного персонажа в реальный мир с помощью огромного количества реальных мест, "реальных" людей и реальных реалий (взаправдашние исторические события, бытописание). Особенное место занимает СМИ: об отце Брауне говорится так, будто читатель уже его знает, Браун преподносится как некая знаменитость, о которой пишут журналисты, газетные новости сопровождают Брауна повсюду, он - их герой. Автор создает из себя "доктора Ватсона", который пишет заметки о своем реально существующем друге-детективе.
*Удобно и поучительно, что все новеллы о Брауне собраны под одной обложкой, интересно налюдать за эволюцией автора и персонажа, за развитием сериала =0) среди новелл есть как очень удачные, так и откровенно проходные, сляпанные на коленке и небрежно отделанные.
Некоторые новеллы так откровенно сделаны на злобу дня, что смысл их полностью укользает: без исторической справки уже не понять, в чем соль и кто все эти люди? Современники автора, несомненно, рубили фишку, но сейчас остается только недоумевать.
Начинал Честертон довольно неуклюже и у Брауна был свой профессор Мориарти и доктор Ватсон в одном лице - Фламбо, похититель драгоценностей и мошенник. Потом этот костыль исчезает из повествования, временами возвращается, хотя, по моему мнению, он явно избыточен и ужасно картонен.
Под конец становится многовато авторского морализаторства, отец Браун начинает высказываться на политические темы, толковать о "красной заразе" =0) впрочем, капитализм он тоже не жалует.
*Придется привыкнуть, что отец Браун говорит загадками - это авторский способ нагнетать интригу и заставлять читателя ломать голову над "а почему он так сказал?"
Итоги: отличное, отличное чтиво, неувядаемое и непотопляемое =0)