Больше рецензий

27 мая 2019 г. 22:33

540

5 "Оратор и чудодей Лаутензак и оратор и чудотворец Гитлер"

Третий прочитанный мной роман гениального и любимого Фейхтвангера. По сюжету самый ранний - описывается начало 30-х, время, когда нацистская партия только добивалась власти, ещё терпела неудачи, ещё не имела абсолютной поддержки среди авторитетнейших людей Германии. Лидер фашистского движения тут - "неудавшийся актёр Гитлер". Это вовсе не тот фюрер, который изображён в более поздних романах Фейхтвангера, которого мы знаем по учебникам истории - имеющий неограниченную власть среди множества приспешников. Здесь Гитлер - влиятельный не в слишком широких кругах, вынужденный сносить унижения, стоя по струнке перед рейхспрезидентом Гинденбургом; этому "богемскому ефрейтору" часто приходится действовать наудачу, надеясь лишь на свою харизму, интуицию, чутьё масс, позволившее ему стать "бессознательным семидесяти восьми миллионов немцев".
В таком состоянии неуверенности и антагонизма всему миру Гитлер встречает Оскара Лаутензака, который будто бы один понимает величайшие волнения его души.
Столь же артистичная натура, Оскар тоже вынужден неустанно бороться с враждебным невежеством "аристократов". Однако, если цели Гитлера простираются на весь немецкий народ и на общемировой порядок, то Оскар Лаутензак свою борьбу ведёт за собственное благополучие, ведь он просто создан для этого:

«Есть люди, которым предназначено свыше быть несчастными именно потому, что родились они для величия. Он не принадлежит к их числу. Ему дано свыше соединять внутреннее величие с внешним блеском, и он намерен насладиться до конца своим счастьем. Лишь немногие умеют быть счастливыми; пафос блаженства быстро улетучивается - достаточно нескольких часов, даже нескольких минут, Оскар же обладает и силой, и мудрой способностью наслаждаться своим счастьем, не расставаясь с ним целые дни, целые недели.»


Духовный союз этих двух людей, политика и артиста, оказался возможным благодаря общности их врагов, реальных и воображаемых, а также жгучего желания добиться для себя справедливости и признания. Однако один из них пойдёт гораздо дальше в осуществлении своих стремлений...

«Всё в фюрере гораздо неистовей, гораздо опасней, чем в нём самом, но - Оскар видит это с глубокой благоговейной радостью - всё так близко к его собственным переживаниям.»


Отношения Оскара с братом Гансйоргом тоже очень сложны и многогранны. Тут есть как глубокая любовь и забота, так и жгучая ненависть и зависть. Что лучше: идти по жизни с союзником, подвергая себя опасности отвечать за проступки другого, или же, не страшась одиночества, продолжить этот путь без него? И брату Оскара Лаутензака по крови - Гансйоргу, и его брату по духу - Гитлеру, придётся сделать этот выбор.
Помимо основной линии, в романе присутствуют герои, типичные для Фейхтвангера: это страждующий, неодолимо честный интеллектуал Пауль Крамер, которому предстоит вступить в борьбу с идеологией жестокости и невежества; умная, утонченная Кэтэ Зеверин, которая полюбила негодяя, зная, что он негодяй; а также государственные чиновники разной степени хитрости и подлости.
Роман не очень объёмный, события в нём текут быстро: герои появляются и исчезают в мгновение ока, не успеешь и прикипеть. Язык - прекрасный, замечательная работа переводчика - хочется выписать в цитаты половину книги. Как всегда, остаётся только удивиться, почему Фейхтвангера у нас мало читают и посоветовать эту книгу всем, кто любит основательную немецкую литературу.