Больше рецензий

4 мая 2019 г. 20:00

1K

5 Книга о нас

Роман «Рубашка» Евгения Гришковца вызвал немало споров в моей семье. Что поделать, филологи – люди эмоциональные.
Произведение написано простым языком, в нем поднимаются простые темы. «Сплошной примитивизм», - сказал мой папа. Возможно, но все не совсем так. Для меня «Рубашка» - это очень глубокий, интимный роман. Да, в нем нет «изысканности русской медлительной речи», как сказал К.Бальмонт, размышлений о смысле жизни и т.п... Но именно простой язык, на котором говорят обычные люди, темы, поднимаемые в современном обществе, мысли и чувства главного героя делают этот роман настолько близким каждому человеку.
В романе три действующих лица: Саша, он же рассказчик, его друг Макс и, как сказали критики, Москва. Пожалуй, у столицы самый законченный, весомый образ. Многие хотят переехать в Москву, чтобы изменить свою жизнь. Так сделал и главный герой, но столица поглотила архитектора Сашу и поработила его. В произведении звучит мысль о том, что, когда ты живешь в каком-нибудь провинциальном городе, у тебя есть возможность переехать в Москву, а, находясь в столице, у тебя такой возможности уже нет. Это тупик. Бежать некуда. И ты либо борешься с собой, работаешь и достигаешь высот, либо растворяешься в большом городе среди серой массы. Это и пытается объяснить Максу главный герой. Мне кажется, Саша завидует своему другу. Макс живет в свое удовольствие, не переживает по пустякам, а главное, у него есть возможность сбежать, вырваться из провинции в столицу, а потом, когда захочет, вернуться обратно. То есть у него есть цель, а у Саши, переехавшего в Москву несколько лет назад, такой цели уже нет. Он привык к бешеному ритму столицы. Думаю, главный герой скучает по спокойствию своего родного города, однако возвращаться не собирается, потому что там осталось его прошлое, которое хотелось бы забыть.
Меня очень заинтересовали сны главного героя. Все эти войны и сражения говорят о том, что герою хочется приключений, опасностей, ощущения собственной важности. Главное, чтобы это все происходило где-то далеко-далеко, где нет знакомых (и вообще людей), где не надо ходить на работу и ругаться с подчиненными, где не надо думать… О Ней… Роман не был бы романом, если бы в нем не было любовной линии. Все мысли героя связаны с Ней, с любимой женщиной. Автор не раскрывает нам имени Той Самой, он лишь играет со словами. «Она» всегда пишется с большой буквы. Мы понимаем, какое значение эта женщина имеет для главного героя. Е.Гришковец показывает нам любовь нестрастную, но тяжелую, дарящую лишь переживания и мысли, мысли, мысли… Саша настолько любит Ее, что хочет только одного – чтобы Она была счастлива. Эта черта главного героя для меня очень симпатична.
В книге много юмора. Не плоского или непонятного английского, а такого жизненного. Рассмешил момент, когда Макс хвастается Саше своими покупками: портфелем и карманным фонариком. Главному герою очень понравился фонарик, и он просит друга отдать его. Фонарик настолько хорош, что Саша хочет подарить его Ей. Ведь фонарик – вещь полезная. Фонарики все любят: и мужчины, и женщины, и дети. Он такой тяжеленький, да и светит хорошо. Да уж, вот тут я и поняла, что каким бы взрослым ни был мужчина, он все равно остается ребенком… особенно когда влюблен.
Автор показывает общество через второстепенных героев. Здесь и французский архитектор Паскаль, который в каждом видит только положительное, и мудрый бармен, у которого есть истории на все случаи жизни, и три таксиста – такие разные, но такие настоящие. Социум – вот, что еще сближает читателя с автором.
На протяжении всего романа Макс все время теряет свой портфель – символ прошлого, оставленного в родном городе. Но каждый раз портфель находил хозяина: то таксист привезет, то официант напомнит. В конце же Макс сам специально выкидывает свой портфель, а вместе с ним и свое прошлое.
Буквально на первой странице в произведении звучит мысль: лучший друг всегда приезжает не вовремя. Поначалу поведение Макса меня раздражало. Разве он не видит, что его друг сейчас страдает?! Влюбился! Да еще как! Но в конце мы узнаем причину скорого приезда Макса – от него ушла жена. Тихо, без скандалов и объяснений. Вот тут-то мне и стало его жаль. Самой захотелось выкинуть этот чертов портфель из его жизни, сказать, мол, все образуется, со временем все обязательно образуется… Жизненность ситуаций – еще один плюс романа.
Возникает вопрос, почему же именно «Рубашка»? Как предмет гардероба влияет на повествование? Главный герой признается, что у него много разных рубашек, но чистых осталось только две. Утром он и надевает одну из них, белую, и проводит в ней целый день. Безусловно, Саша потеет, пачкается (что он, не человек, что ли?!) – и все следы остаются на рубашке. После парикмахерской за шиворот попадают колючие волосы, которые оставляют жуткий зуд на коже. Уже тогда у героя появляется единственное желание: снять поскорее эту рубашку! Но он вынужден терпеть, потому что впереди еще куча дел. Кульминационной сценой является авария. На рубашке остаются следы крови пострадавших. Весь этот тяжелый день рубашка приняла на себя. Мы видим, как даже такая хорошая рубашка становится грязной, плохо пахнущей. Так и с людьми. Москва меняет человека. Точнее, не сама столица, скорее, ее бешеный ритм. И многие не подготовленные к этому люди становятся либо раздражительными и угрюмыми, либо тихими и загнанными. Москва – беспощадна. И к этому надо быть готовым.
Рискну назвать «Рубашку» произведением, написанным по принципу классицизма – единство времени, места и действия. Однако же здесь нет отрицательных и положительных героев, есть люди, со своими слабостями и вредными привычками, со странными мыслями в голове, смешные, порой нелепые и потому такие настоящие. Вот за что я люблю Е.Гришковца – за смелость показать простую повседневную жизнь без прикрас. «Рубашка» отлично подойдет всем, кто устал от возвышенных истин и пустых нравоучений в книгах. Это произведение о любви, дружбе, работе, зависти, злости, тоске... «Рубашка» - это книга о нас.