Больше рецензий

1 мая 2019 г. 10:10

Лучшее на Лайвлибе

2K

5 Эстетика Зла

Зло, как и добро, имеет своих героев.
Франсуа де Ларошфуко
картинка Ludmila_Gorskaya
Жила была в молодой советской стране привлекательная тридцатилетняя женщина. Жена крупного изобретателя, уважаемого Коммунистической партией человека. Поэтому у этой женщины было все то, чего не было у множества других не менее привлекательных советских женщин: целый этаж в старинном особняке, домработница, украшения, духи, платя, чулки, которые не приходилось регулярно штопать… Детей вот только не было. Но это случается и с другими женщинами вне зависимости от их социального статуса. Трудиться, как большинство представителей советского народа, женщине было не нужно. Муж ее обожал и ни в чем не отказывал. Так что не удивительно, что со временем она заскучала, а от скуки начала беситься с жиру.
Что нужно, чтобы развеяться скучающей бездетной молодой дамочке? Конечно же, интрижка. Хотя… нет, интрижка – это пошло. Нужна Великая Любовь! Именно так, с большой буквы. А любить такой любовью простого смертного невозможно. Как минимум это должен быть непризнанный гений, Мастер, музой которого можно себя ощутить.
В некотором роде она сама создавала это образ Мастера.

«Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Познакомившись с историком, который уже на тот момент был социопатом, она становится его любовницей.
Герой, выиграв сто тысяч рублей по облигации, а в те времена это колоссальные деньги, которые и вообразить-то простому обывателю сложно, бросает работу в музее. То ли расстается, то ли не расстается с женой, имени которой он впоследствии и вспомнить не может:

…она жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как ее...
– С кем? – спросил Бездомный.
– С этой... ну... этой, ну... – ответил гость и защелкал пальцами.
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.

Историк снимает отдельную квартирку в подвале одного из маленьких домиков. После чего приступает к сочинению романа про Понтия Пилата. Выбор темы удивляет. Неужели человек настолько оторван от жизни, что не замечает, что твориться вокруг? Для чего брать столь провокационную тему? Неужели во всей человеческой истории не нашлось не менее одиозных личностей, описание которых не вызовет обвинений в «Пилатчине» и попытках» протащить в печать «Антологию Иисуса Христа». Впрочем, оставим в покое свободу творчества. Булгаков во многом писал героя с себя. И не мог не отобразить собственные баталии с цензурой того времени.

Этого Лапшенникова не напечатает…

Тогда же он знакомится с героиней. Наша дамочка, не имея сил и возможности жить реальностью, придумывает себе особый Смысл существования – роман своего Героя. При этом она бегает на тайные свидания к Мастеру, обманывая несчастного, пропадающего на работе мужа, который ничем перед ней не провинился
Красивая история, не правда ли? Вряд ли подобная героиня смогла бы увлечь умы и вызвать восхищение многих и многих людей.
А вот и нет! Все зависит от того фокуса в котором нужно подать героиню, и от таланта автора. А Булгаков без сомнения талантлив. Даже не так, в моем понимании он гениален! Так живописать зло, так перевернуть с ног на голову все понятия о нравственности и морали, что симпатию вызывают Воланд и его свита, представляющие собой не что иное, как дьявола с бесами, а сочувствие – несчастная, влюбленная Маргарита, изменяющая мужу, продающая душу сатане за сведения о своем любовнике, и всерьез размышляющая о самоубийстве.
картинка Ludmila_Gorskaya

– Всего хорошего, мессир, – произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».

В юности это был мой любимый роман. Я, как и многие, восхищалась прекрасной ведьмой Маргаритой, такой страстной, такой страдающей. Кто из девушек не хотел бы услышать:

– Верно! Вы совершенно правы! – гулко и страшно прокричал Воланд, – так и надо!
– Так и надо! – как эхо, повторила свита Воланда.
– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!

Только мало кто вспоминает, что заслужить восхищение сил зла - не большой подвиг. Все предшествующие этому эпизоду поступки женщины, не делают ей чести. Впрочем, в данном высказывании я вынуждена согласиться с Воландом: выгодничать, выпрашивать и лебезить перед сильными мира сего – не лучший поступок.
Но довольно о героях основной линии повествования. В конце концов, они лишь канва для тех других, которым две тысячи лет, и которые продолжают будоражить умы человечества и порождать жаркие споры. Что же с ними не так?
Верующий человек, знающий и любящий Библию, понимает, что образ Иешуа Га-Ноцри совершенно не соответствует Иисусу Христу. Сложно даже представить рядом Сына Божьего, разгоняющего торгующих в Храме, превративших место для молитвы в разбойничий вертеп (Мф. 21:12,13) или обличающего фарисеев «Порождениями Ехидны» (Мф. 12:34,35) и толстовца Иешуа. Со своим библейским прототипом данный герой имеет мало общего, ближе всего он к князю Мышкину, из «Идиота» Достоевского.
Понтий Пилат, пожалуй, один из немногих персонажей, вызывающих искреннее сочувствие, имея все для этого основания. Может ли кто-то, положа руку на сердце сказать, что ни разу в жизни не струсил? Тем более если на кону стоит как минимум хлебное место и власть, а возможно и жизнь?
картинка Ludmila_Gorskaya
За счет множества бытовых деталей историческая часть роман выглядит выпукло и достоверно. В нее начинаешь верить, ведь Булгаков при ее создании работал с множеством библиографических источников, добиваясь этой реалистичности. И в ней также кроется разрушающая сила книги, выставляющая черное белым, а белое черным.
Еще одним полноценным героем истории можно назвать Москву 20-х годов прошлого века, с ее Домом Грибоедова, Патриаршими прудами, особняком в Лаврушинском переулке и «нехорошей квартирой» на Садовой. Где сейчас, кстати, расположен музей Булгакова.
картинка Ludmila_Gorskaya
Описания города таковы, что кажется будто своими глазами видишь быт того времени: очереди, коммуналки с примусами и керосинками, женщины с бидонами, трамваи и мутная, пахнущая мазутом, Москва-река. Тем, кто еще застал СССР, дефицит и жизнь в коммунальной квартире со всеми ее минусами и плюсами они особенно откликаются.
картинка Ludmila_Gorskaya

… люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...

Стоит ли читать «Мастера и Маргариту»? Да, да и еще раз да! И читать, и думать, и перечитывать снова и снова, чтобы сделать собственные выводы благодаря или вопреки очарованию романа.
картинка Ludmila_Gorskaya