Больше рецензий

SgtMuck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2019 г. 09:00

621

3 Белеет парус одинокий

«Фандориану» я открыла для себя прошлой зимой. За эти полгода старалась не читать с огромной скоростью, чтобы книги не закончились очень быстро, спасибо, что их и так много. Однако, как и в любой успешной серии, есть момент, когда ты начинаешь сомневаться в том, а этого ли героя ты полюбил и этого ли автора возвел в статус избранных.
Предыдущие «Весь мир театр» и « Черной город» - очень сложные по своему построению, очень сильные по противопоставленным Эрасту персонажам, с сюжетными поворотами, непредсказуемые, как и всегда, настолько, что если ты и попытаешься угадать, «кто же убил садовника», то это, вероятнее всего, будет ошибочное предположение.
Хочется, конечно, отметить обстоятельность Акунина, этакую историческую достоверность, на которую не уходят тонны строк и лишних слов. Однако именно на «Планете Вода» все как-то и оборвалось.
Книга состоит из трех частей. Соответственно, и расположены они по мере убывания всяческого возможного восторга. Собственно «Планета Вода» действительно чем-то напомнила Жюля Верна, как и было заявлено, однако при таком долгом начале, довольно сложном, с заявленными дополнительным героем в виде маленькой девочки, от лица которой была даже некоторая часть текста, при стандартном для Акунина весьма интригующем вступлении все оказалось максимально быстро стерто. Возможно, я назову «Планету» самой интересной из всех трех частей, однако в то же время после прочтения остаешься как читатель глубоко неудовлетворенным. Не хватило какой-то, возможно, психологической части, не хватило части от девочки в конце, может быть, либо же я так невнимательно упустила, как весьма феминистически настроенная Беллинда так быстро начала менять свое мнение, заступаться в неожиданным местах. «Планета» обладает прекрасным антуражем начала двадцатого века, безусловной и по-прежнему удержанной на высшем уровне атмосферностью при феноменальной краткости, однако же, честно говоря, мне хотелось бы чуть больше ожидать развязки, чуть дольше вникнуть в действующих против Фандорина персонажей.
Пусть считается, что лейтмотив в этих частях – это одиночество, я бы скорее сказала, что части объединяет то, что Эраст умеет ошибаться. При всех ранее перечисленных в прошлых детективах достоинствах, при исключительных способностях Эраст имел все шансы стать классическим Марти Сью, таким вот везде комически успешным персонажем, оставляющим шлейф разбитых сердец. Однако же Акуниным были весьма доступно поставлены на весы две стороны его жизни – либо личная жизнь, либо великие дела, которые требуют великих жертв и сопряжены с великой опасностью. В этих частях ошибки Эраста нельзя назвать критическими, как в «Черном городе», нельзя назвать сбивающими с толку, как в «Весь мир театр», но они все же есть, и непременно стоят кому-то жизни. Конечно, Эраст не всесилен, а его удачливость совсем не распространяется на окружающих людей. Огромный плюс всей Фандорианы – это развитие персонажа с течением времени. Нет штампованного образа, который шел бы из детектива в детектив. В каждой истории затрагивается что-то личное.
Поэтому и в «Парусе одиноком» что-то еще затрагивает. Возвращением к прошлым историям, явно прописанное одиночество на фоне отлично изображенного упадка стандартного захолустья России. Мнение Акунина о России, ее истории и ее основных недостатках, которое скользит через мнение Фандорина, мне близко. Прошло много лет, а рука так и моет руку в надежде получить какие-то преимущества, и все, кто должен олицетворять власть и справедливость, имеют свою цену. «Парус» малоприятный. Возможно, оттого, что гнетущая атмосфера дополнена со всех сторон, и мрачной линией женщины-врача, и своеобразной тюрьмой на фоне, и неприятными персонажами в целом. Не могу сказать, чтобы иная часть саги об Эрасте была столь же гнетущей. «Парус» вышел действительно законченным. Не могу сказать, что мне так уж понравилось с человеческой точки зрения, пусть литературно все осталось на уровне, но именно эта часть наиболее логически завершена.
От последней части, совсем стремительной, совсем малопонятной, я ждала своеобразного экшена. Однако именно «Куда ж нам плыть?» вызвало наибольшее отторжение. Возможно, даже не самой этой революционерской частью. Возможно, даже не трехлетней бедной девочкой. Хотелось, конечно, как читателю, чтобы Эраст опять же догнал и восстановил справедливость, как сделал это с профессором Кранком. А тут нас тыкают носом в весьма значительных фигур в нашей истории, действительно тыкают с предложением посмотреть, кто же на Руси виноват. Это в самом деле малоприятный способ передать подобную информацию. «Куда же нам плыть» очень зря стоит в конце, потому что после него остаешься максимально разочарован и даже не думаешь о плюсах предыдущих частей.
Хочется ли расставаться с Эрастом? Нет. Не было еще до «Планеты» ни одной части, которая была бы похожа на другую, которая хоть немного отдавала бы каким-то успешным штампом. Не было еще ни одной части, где высокая планка исторических детективных романов вдруг упала бы так резко, что испортилось бы все мнение о Фандориане. Но, в то же время, не хочется, чтобы истории об Эрасте вдруг настиг тот же финал, что и истории о Шерлоке, которые после вынужденного воскрешения по просьбам читателей, по мне так, абсолютно потеряли своеобразный первоначальный шарм.
Конечно, детективных персонажей было много. Конечно, все они удивительно своеобразны и не похожи друг на друга. Но Фандорин – это, пожалуй, целая часть в моем сердце, которую не хочется отпускать. Жаль, что после «Черного города» по номеру стоит именно «Планета», потому что я уже и забыла то ощущение дикого удивления от проигрыша Эраста. С некоторым трепетом ожидаю прочтения «Не прощаюсь». Надеюсь, и в самом деле не прощается.