Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

23 апреля 2019 г. 20:50

11K

4 О бремени белого человека и нехороших дикарях

Данную книгу Юлия Оганисьяна я прочитал еще несколько лет назад, но недавние события в Париже заставили вновь о ней вспомнить. Среди нескольких причин пожара в Нотр-Дам-де-Пари называлась и версия умышленного поджога со стороны исламистов. Обвинив мусульман, недовольные и подозрительные люди пошли еще дальше, заявив, что во всем виноваты негры да арабы, которые уже давно заполонили Францию. О таких "понаехавших" все чаще можно услышать от недовольных белых французов и туристов, приезжающих во Францию, однако мало кто из них задается вопросом, а как эти черные и нехорошие люди попали в эту самую Францию. В этой книге как раз-таки рассказывается об этом.

Алжир был захвачен Францией в 1830 году. Едва заполучив новые территории, цивилизованные французы сразу начали учить уму-разуму невежественных дикарей. Местное арабское население уже давно мечтало о собственной стране. Время от времени вспыхивали народные восстания, однако во всех этих случаях туркам удавалось подавлять мятежи (то время Алжир входил в состав Османской империи). Немалую роль в этом играли и исламские священнослужители, которые взывали к чувству солидарности арабов и турок-мусульман. Завоевание французскими войсками Алжира переполнили чашу терпения местных мусульман, и они ожидали лишь появления сильного лидера. Им оказался Абд-аль-Кадир, человек не только смелый и в боях закаленный, но и начитанный и истинный верующий. Смелостью и умом этого военачальника восхищались не только мусульмане, но и их захватчики-европейцы. Ведь они прекрасно понимали, что борьба Абд-аль-Кадира оправдана и честна. Он воевал за свой дом, французы боролись за земли. Интервенция цивилизованных европейцев, с легкой руки Киплинга, получила благородное наименование "бремени белого человека", вот некоторые строчки из его стихотворения в переводе Андрея Сергеева:

Неси это гордое Бремя —
Родных сыновей пошли
На службу подвластным народам
Пускай хоть на край земли —
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.

Дело в том, что эти "бесы" и "полулюди" особо и не звали белых сверхбогов к себе на родину. Жизнь их текла размеренно и спокойно. Да, возможно, они отставали от европейцев по некоторым пунктам. К примеру, у них не было пошлых книжек, рассказывающих о салонной жизни сверхлюдей. У них не было питейных заведений, где люди настолько напивались, что превращались в свиней. Таких достижений у них не было. Зато они преуспели в математике, медицине, богословии, владели несколькими языками. Естественно, все это выборочно. Не все арабы были такими, как и не все европейцы знали латынь и древнегреческий. Как бы то ни было, шовинисты от титульных наций всегда забывают о том, что жизнь в один момент может обернуться бумерангом, и к тебе пачками повалят те, к кому ты в свое время сам пришел в лице захватчика и насильника.

В книге "Мой Дагестан" Расул Гамзатов приводит один очень интересный эпизод из времен русско-кавказской войны. Он очень подходит и к борьбе Абд-аль-Кадира против французов:

"В августе 1859 года на горе Гуниб имам Шамиль сошел с боевого коня и предстал перед князем Барятинским как великий пленник. Выставив левую ногу немного вперед и поставив ее на камень, а правую руку положив на рукоять сабли, бросив затуманенный взор на окрестные горы, Шамиль сказал:

- Сардар! Двадцать пять лет я воевал, отстаивая честь этих гор и этих горцев. Мои девятнадцать ран болят и не заживут никогда. Теперь я сдаюсь в плен и отдаю свою землю в ваши руки.

- Полно жалеть. Хороша твоя земля: одни скалы да камни!

- Скажи, сардар, кто же из нас был более прав в этой войне: мы ли, кто умирал за землю, считая ее прекрасной, вы ли, кто тоже умирал за нее, считая ее плохой?"

Наибольшего прогресса белые и цивилизованные люди добились в деле очеловечивания африканских негров. Последних держали в качестве рабов, показывали в зоопарках как очередной вид зверей, убивали без суда и следствия. Действительно тяжела ноша цивилизованных людей.

04:38