Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2019 г. 12:18

2K

4 Для родившихся под писательской звездой

Книга, безусловно полезная для начинающего писателя. Именно для начинающего. Дело в том, что Джулия Кэмерон не учит писательскому мастерству; вопросы стилистики и построения сюжета даже не затрагиваются.

Но она учит другому - она учит тому, как набраться храбрости и начать писать - перешагнуть ту условную невидимую ленточку, которая отделяет писателя от простого смертного. Таким образом, главный постулат, который провозглашает Кэмерон, и который проходит красной нитью через всю её книгу, - писателем может стать каждый. Хотелось бы ей верить, но в работе Кэмерон ни разу не прозвучал такой термин, как графоманство, а, ведь, на одного писателя приходится не меньше ста графоманов. Кажется, об этом мисс Джулия не задумывается. Вроде бы так, но она дает косвенный ответ на этот вопрос, утверждая, что писатель не должен врать и писать только о том, что его по настоящему волнует.

На первый взгляд все верно, но вот я представил одну знакомую девушку, которую волнует только, будь он не ладен, очкастый Гарри Поттер, и она строчит однообразные аляповатые фанфики. Хотя, конечно, врет она там, дай Боже! Так что строго под определение Кэмерон она все-таки не попадает.

Но, все же, Кэмерон дает и довольно дельные практические советы, опять же для начинающих авторов. Она учит как справиться со страхами, как организовать рабочее время и пространство, как преодолевать периоды отсутствия вдохновения. Всё это, на самом деле, очень серьезные вопросы писательской дисциплины, без решения которых нормальный процесс, скорее всего, так и не наладится.

В книге дается просто настоящий бой такому явлению, как перфекционизм. Кэмерон учит неофитов писательского мастерства не бояться писать плохо, работать с заметками и черновиками. В этом отношении стоит поучиться у разработчиков русской версии Word, ребята явно не перфекционисты, если программа до сих пор не знает этого слова "перфекционизм" и упорно подчеркивает его красным.

Безусловно, большим достоинством книги является её практическая часть, после каждой из 43 глав, посвященных одной из рассматриваемых проблем, следует подглавка "Способ приобщения", в которой дается конкретное упражнение, направленное на совершенствование обсуждаемого навыка. Думаю, это самый главный плюс книги, превращающий её не только в обучающий и мотивирующий текст, но и в довольно действенный практический инструмент.

А среди упражнений, обязательно следует упомянуть самое полезное и самое знаменитое из всех кэмероновских писательских лайфхаков (вот Word опять тупит красным цветом) это её "золотое упражнение" - три страницы текста в режиме поток сознания каждое утро.

В то же время, вынужден отметить, что книжка не очень ровная, такое впечатление, что скатывается по мере чтения куда-то под горку. Начало сильное - проблемы важные - упражнения действенные. Но, чем ближе к финишу, тем больше каких-то надуманных проблем и подобных решений этих проблем. А когда в одной из последних глав поется панегирик "сверхчувственному восприятию" то как-то даже неловко за автора становится. Но это у неё есть, пару раз по тексту мелькают вполне серьезные, с её точки зрения, ссылки на астрологию.

Но, несмотря на последний недостаток, книга все же в большей степени толковая, чем наоборот, и просто обязательна к прочтению всем, кто пытается "быть писателем". Каждый что-нибудь полезное, да найдет.

Прочитано в рамках игры "Урок литературоведения"