Больше рецензий

15 марта 2019 г. 04:50

456

5 Achtung! Многабукаф

Очень жаль, что эта книга вообще никогда не выходила в бумаге, ведь я бы с удовольствием себе её завела.
Потому что это та самая прекрасная Юлия Федотова, в которую я влюбилась лет десять назад, по чистой случайности наткнувшись на первую книгу «Наёмников» в городской библиотеке. Потом было ещё четыре части «Наёмников», каждая последующая из которых оказывалась если и не лучше предыдущей, то уж точно ей не уступала, а это не так уж часто случается, если речь заходит об объёмных циклах. Затем была дилогия «Испытаний» и «Очень полезная книга» – по-своему хорошие вещи, но всё-таки после «Наёмников» в них смутно чего-то не хватало: возможно, активных, хорошо прописанных женских персонажей, чтобы разбавлять чисто мужские компании, и ощущения полноценного, просторного, самостоятельного мира – когда понимаешь, что он – мир – уже существует, причём даже теми своими частями, которые автор не описал.
Так вот, во «Враг невидим» мне всего этого наконец-таки додали с избытком. Во-первых, персонажи. Они замечательные. (Я книги вообще читаю от персонажей; если герои меня зацепили, могу спустить на тормозах практически какой угодно сюжет: главное, чтобы героев этих там не сильно обижали). Отличных девчонок мне в этот раз выдали с верхом, компенсировав тем самым досадное упущение трёх предыдущих книг. Можно сказать, все основные персонажи, кроме, собственно, главного героя, – девчонки, но впечатления это нисколько не портит, хотя обычно я переизбытка женской энергетики в текстах не люблю. Что касается главного героя... ну, вообще, центральный мужской персонаж Федотовой – это всегда слегка Хельги Ингрем: опытный и умелый воин, утончённый интеллектуал, ужасное чудовище и нежная лапочка в одном очаровательном флаконе. Кого-то такое однообразие радует, кого-то раздражает. Я отношусь к первой категории, тем более, что совершенно понятно: автор так делает не потому, что иначе не умеет, а потому что не хочет. Его право.
Женские персонажи прекрасны: они живые, самобытные и отменно прописанные. Фея Гвиневра чем-то неуловимо напоминает незабвенную сотника Энкалетте (видимо, непосредственностью), прочие дамы из главных действующих лиц столь отчётливых ассоциаций с героинями предыдущих книг не вызывают. Вообще же, что лично меня всегда подкупает в книгах Федотовой, так это умение изобразить настоящую искреннюю дружбу между героями, и, в частности, дружбу между героями разных полов, которая не скатывается по ходу повествования в осточертевшую романтику. Во «Враге» романтическая линия даже имеется, но она там в духе хороших советских книжек для подростков: вот есть устойчивая пара, вот у них всё сразу замечательно, никаких коллизий и перипетий на этой почве не будет. Кому любовные многоугольники, метания и страдания – сразу расходимся :).
Ну а умение качественно описать чудесную дружбу, где все обо всех заботятся и при этом никто друг с другом особо не церемонится (да, настоящие друзья друг с другом не церемонятся) сообщает книгам такую уютную домашнюю атмосферу, что те оставляют после себя неизменно приятное послевкусие, даже если там война всех со всеми, толпами рыщет страшная нечисть и отрубленные головы таращатся с частокола (это про другую книгу, если что, так что не спойлер, не бойтесь).
Ещё одна область, в которой неизменно проявляется писательский профессионализм Федотовой – это доскональная проработка материала. Если перед вами фэнтези, то будьте уверены, что представленный спектр вымышленных разумных рас не исчерпается набившими оскомину эльфами и гномами, да и вообще, знание мифологии будет на высоте; если действие происходит в альтернативной реальности, в эпоху, соответствующую определённому периоду нашей истории, можно не сомневаться, что автор описываемый период внимательнейшим образом изучил и свободно владеет материалом. Настолько свободно, что может позволить себе узкоспециальный юмор: кто не знает, не обратит внимания, но кто знает – порадуется. Ну и вообще: воины будут похожи на воинов, архитекторы на архитекторов, а филологи – на филологов. То есть, профессиональная деформация не то чтобы лезет из героев непрерывно, но периодически даёт о себе знать. Как, собственно, и у живых людей.
В общем, «Враг невидим» – это чудеснейшая история в декорациях нежно любимой мной Викторианской Англии с одной стороны и кельтского фольклора с другой, выделанная, как и всегда у Федотовой, тщательно и с любовью. Специалист по эпохе, положивший на её изучение лучшие годы своей жизни, скорее всего, нашёл бы, к чему прикопаться, но это не про меня. Мне было интересно, а в ряде мест ещё и познавательно.
Что касается детективной линии, вокруг которой формально выстраивается сюжет, то о ней, на мой взгляд, особо нечего говорить. Для меня детектив в принципе не особо интригующий жанр: мне никогда не интересно, кто убийца, я обычно даже и не думаю в эту сторону, а данную книгу стоит читать в первую очередь явно не ради лихо закрученного расследования. А в остальном – шутки будут смешными, персонажи – живыми и обаятельными, язык – качественным, а мир – объёмным и проработанным. Всем поклонникам добротно сделанного фэнтези смело рекомендуется.