Больше рецензий

2 марта 2019 г. 12:44

286

4 Под дымным небом на заводе ковал железные цветы

Много про книгу сказать не получится - это исследование Пролеткульта, как он создавался, чем занимался, как взаимодействовал со своим конкурентом/кормильцем Наркомпросом, как наконец, неожиданно для себя оказался в оппозиции к власти и захирел от бескормицы во время НЭПа. Пик развития приходится на годы Гражданской войны, так что книга в первую очередь охватывает период с 1918 по 1920 годы.

Линн Мэлли подробно изучает развитие движения, различные формы, в которое оно выливалось из-за значительной автономности групп, составлявших его, разнообразные течения, существовавшие в его границах (футуристы, считавшие, что у революционного искусства должна быть особая форма; радикалы, полагавшие, что все дореволюционное искусство буржуйское и место ему на свалке истории; утилитаристы, стремившиеся подчинить искусство практическим целям ежедневной жизни), плюсы и минусы, имманентные для Пролеткульта и бывшие причиной как его взлета, так и падения. Кроме того, автор отмечает, что Пролеткульт занимался не только культурой: организация пыталась создать некую пролетарскую науку и переделать структуру семьи.

Нельзя сказать, что автор пытается протолкнуть или аргументировать какую-то новую или самобытную тему, но время от времени он любит повторять, что Пролеткульт не был детищем Богданова, как было принято считать в советской историографии, и что организация эта никогда не была антисоветской или антибольшевистской. Мэлли полагает, что именно стремление к независимости от госаппарата и партии сгубило Пролеткульт - Ленин, напуганный призраком Рабочей оппозиции, просто ликвидировал от греха подальше возможную угрозу вместе с профсоюзами.

Для меня осталось непонятным механизм принятия решений в центральных органах Пролеткульта - автор не объясняет, как и почему руководители приходили к решению о поддержке тех или иных течений, о выделении финансирования тем или иным кружкам и секциям. Также плоховато раскрыты столкновения ПК с другими ведомствами - Наркомпросом, партией, профсоюзами - и причины поражений или побед в них.

В книге рассматриваются многие из вопросов, уже поднятых той же Фитцпатрик сотоварищи: что такое пролетарская культура - культура рабочих или культура для рабочих? надо ли встраиваться в госсистему или лучше сохранить автономию? может ли пролетарскую культуру создавать непролетарий? и кого вообще считать пролетариями?

В целом книга хорошая - она не оригинальна, поскольку идет по дороге ревизионизма, уже устоявшегося к моменту издания (1990), но подробно и со знанием дела рассказывает историю одного из интереснейших массовых движений в советской России во время гражданской войны и двадцатые годы. Книга занимательная, радует своими тщательностью и охватом, к тому ж Пролеткульт не часто становится центральной фигурой в исторических исследованиях, обычно фоном или где-то на периферии.