Больше рецензий

28 февраля 2019 г. 20:29

664

5

Кто из нынешних читателей не знаком с юмористическим фэнтези? Наверняка одни сейчас вспомнили "МИФический цикл" Роберта Асприна, другие – Плоский мир Терри Пратчетта, третьим придёт на ум "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких, четвёртым – "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса... Эти книги не назовёшь похожими, ведь для достижения комического эффекта авторы используют различные приёмы и средства. Впрочем, главная их цель остаётся одинаковой – гротеск, пародия или комедия ситуаций - все они заставляют человека улыбнуться. Но кто-то жаждет лишь развлечь своего читателя, заставить его забыть о повседневных заботах, а кто-то стремится указать на то, что требует нашего внимания, может быть, высмеять собственный страх или напомнить о чём-то очень важном. К последнему типу книг я бы и отнесла "Некромерон".

— Здравый смысл подсказывает, — в который раз начал Зелг.
— Плюньте, милорд, — посоветовал Думгар.

В самой его идее нет ничего нового: Угрюмовы берут хорошо знакомых нам персонажей и переворачивают их образы с ног на голову. Результат, надо сказать, выше всяких похвал - простой люд по-прежнему боится некроманта, лабиринт минотавра пользуется дурной славой, да и вампира в этом мире лучше не встречать на дороге тёмной ночью, правда, причины на то теперь совсем другие. Только вдумайтесь: как далёк от мифического чудовища с острова Крит талантливый и смекалистый военачальник, вооружённый фамильным топориком, наказами грозной, но заботливой матушки и "тяжёлой психической травмой, нанесённой в детстве правильным и сбалансированным питанием"!

— Господа, господа, опомнитесь! Я же все-таки пацифист, — некстати брякнул Зелг.
— Не беда, мальчик мой, — дружески похлопал его по плечу вампир. — Даже это лечится.

С потрясающим мастерством авторы наделяют героев сказок и легенд совершенно человеческими чертами, нет-нет, а поймаешь себя на мысли, что хочется искренне посочувствовать и кузнецу, взявшему в жёны горгониду, и замученному бессонницей летучему мышу, и страдающей от одиночества мумии, и потомственному дипломированному оборотню с грозной тёщей. И как-то само собой забывается, что со всем этим пёстрым бестиарием человеку лучше не иметь дела: да разве можно бояться таких колоритных, трогательных, храбрых, преданных, заботливых, весёлых, пусть даже и очень опасных существ?

— То есть они живут у нас под боком, — не мог успокоиться герцог. — И эти… девы? И паук? И их пещерная, но гневная Адриэн?!
— В ваших силах вычеркнуть из списка хотя бы паука.

Весь этот пёстрый сонм обрушивается на читателя с первой же страницы, и добрую половину книги хочется остановиться и нарисовать схему, кто есть кто и кому кем приходится. Но взять передышку не получится - действие несётся вперёд всё быстрее и быстрее, и уже успеваешь только на ходу подметить: "Да ведь это же тот самый!..". Впрочем, в излишней поспешности роман не упрекнёшь, в его ткань вплетено множество отступлений, воспоминаний, предысторий, и, когда закрываешь книгу, совершенно не остаётся досадного ощущения недосказанности - лишь желание отправиться в путешествие с полюбившимися героями снова. И с ними же продолжить искать себя, своё место, учиться защищать тех, кого любишь, и кто любит тебя, творить чудеса и совершать невозможное.

— Дедушка, мы сами кузнецы своей судьбы.
— Кузню купи сперва.

Хочется отметить и язык, которым написан "Некромерон" - яркий, образный, очень меткий, текст буквально просится, чтобы его растащили на цитаты (в общем-то, так я и поступила).
Отдельного внимания, как мне кажется, заслуживают различные отсылки и переделки, щедрой горстью рассыпанные по тексту. Иногда они довольно очевидные – вроде Пухлицерской премии, «Хрюканья во ржи» или песни «Во поле бульбяксу давали», а иногда знакомство с первоисточником нужно чуть более глубокое, но зато удовольствие от поиска получаешь неподдельное, и это здорово.

Подытоживая всё сказанное, "Некромерон" - не просто замечательный образец юмористического фэнтези, это особая сказка для взрослых, для мечтателей, для тех, кто продолжает верить в чудо - и про них самих.

Прочитано в рамках Долгой прогулки-2019. Основное задание, февраль.
Команда "Penicillum и липовый мёд".