Больше рецензий

22 февраля 2019 г. 17:13

314

5

картинка JohnMalcovich
Виктор Емельянович Корж

«-Бесподобно! Мне приходится только удивляться. Ваши подводные лодки, даже полуразрушенные, все равно воюют и возвращаются домой. Это уму непостижимо!»

Пожалуй, одна из самых лучших книг про жизнь моряков-подводников изнутри. Автор, инженер подводник, механик дивизиона подводных лодок на Балтике. Кроме описания функционала подлодки, Виктор Емельянович рассказывает о жизни блокадников. Бывшая царская яхта «Полярная звезда», обеспечивала, например, электроэнергией, паром и водой Зимний дворец, в подвалах которого был госпиталь. Вот он, оскал судьбы. Там же находились и тысячи картин, для сохранности которых необходимо было поддерживать определенную температуру. Солярку экономили для будущих боевых походов. Уголь для отопления и дрова приходилось собирать по всему Ленинграду.
Интересный факт: за 10 дней до выхода в боевой поход, экипажи подлодок переводили на усиленный автономный паек. Изнуренные недоеданием матросы воспринимали это известие с восторгом.
Механизмы разводных мостов пришлось разводить вручную, так как многие из них вышли из строя из-за бездействия. Подъемные части Дворцового моста так и не удалось развести полностью и одна из плавбаз задела при проходе за нижние опоры.
При самой маленькой протечке на подлодке за сутки натекает до двух тонн воды. Насосы нельзя включать потому, что шум услышат вражеские акустики. Виктор Емельянович подробно показывает и объясняет порядок действий при подводной атаке. Очень много мелочей, от которых зависит успех и вера команды в своего командира. Это и мгновенный расчет курса противника, и необходимое разрешение (согласие) комиссара на атаку. Неудачливому командиру люди волей-неволей перестают доверять. Отсюда дополнительная психологическая нагрузка. Так, командир подлодки Лисин, проведя несколько неудачных атак на транспорт противника, решился на крайний шаг: догнать вражеский корабль в надводном положении и торпедировать с минимальной дистанции.
У инженера подлодки в ведении находятся все расчеты по всплытию и погружению. Он распоряжается зарядкой аккумуляторных батарей. Во время боевой тревоги он становится командиром боевого поста подачи боеприпасов и должен контролировать, какие снаряды вкладываются в элеваторный пенал: бронебойные или фугасные, зажигательные или осветительные. Инженер должен безошибочно разбираться в маркировке артиллерийских боеприпасов. Корж был инженером на лодке «С-7».
Из удивительного: по возвращении подлодок из похода в Кронштадт, им, как и в Заполярье, устраивали торжественные встречи и дарили поросят! В блокадном то Ленинграде…
Интересные факты: несмотря на блокаду, в Ленинграде выпускались большие объемы оружия и отправлял его на фронт. Всем въезжающим в Ленинград вводилась какая-то сыворотка, от которой сводило мышцы спины.
К концу 1942 года Финский залив был полностью перекрыт тремя рядами противолодочных сетей. В 1943 году подводники так и не смогли выйти в море. В бесплодных попытках прорваться было потеряно много лодок. В высвободившееся время подводники достраивали новые лодки и минные заградители.
N/B: черные сухари очень хорошо помогают при морской качке. Два куска сахара улучшают зрение во время ночной вахты.
Именно благодаря таким инженерам, как Корж, подводные лодки оставались на плаву после торпедных атак противника и после сотен сброшенных глубинных бомб.