Больше рецензий

19 февраля 2019 г. 23:05

6K

2.5 Пъсиголовцы

Кто-нибудь, запретите Алексею Иванову гуглить. Серьёзно.

Говорят, что самое важное нужно писать в начале и конце текста, чтобы запомнилось наверняка. Поэтому я так с места в карьер и начала. Теперь же, когда главное сказано, можно пройтись по мелочам.

Роман «Псоглавцы» меня заинтересовал тем, что я выросла в деревеньке на Керженце, и Иванов описывает захолустья моей маленькой глухоманьской родины (родинки? раз уж она маленькая). Всегда приятно немного покопаться в том, что можешь прочувствовать глубже многих, до последней полынной веточки и зарева над торфяными болотами. Местечковый колорит передан филигранно, каждый алкашик, выжига и ублюдок выписан так прекрасно, что хоть бывшим соседям дай почитать и узнать себя. На этом прекрасные стороны романа заканчиваются.

Теперь про полупрекрасные. У них был потенциал развиться в что-то интересное, но, как по мне, реализован он не был. Первая полукруть — это зачин сюжета. Какая-то неведомая мистическая хрень, завязанная на артефактах и изменении сознания. Хорошо в теории, если описать одним предложением, если же уныло долдонить про это много страниц подряд, то становится скучно. Вторая полукруть — главный герой, чьими глазами мы наполовину смотрим на окружающий мир. Не сразу понимаешь, что он редкостный засранец, и когда понимаешь, то это отличный момент обманутых ожиданий, читательской и писательской работы и вообще работы над характерами. Но потом это никак не выстреливает. Был засранцем и остался засранцем: ни роста, ни деградации, ни обаяния. Всё, с полумерами закончили.

А теперь самое объёмное, то бишь, хреновастенькое.

Способ введения новой информации в роман просто ужасен. Как в плохих фильмах со слабым сценарием один коп подходит к другому и говорит: «Эй, Джон, мы работаем с тобой уже двадцать лет, но именно сейчас давай-ка ты мне вслух проговоришь всю свою биографию, а я послушаю». Тут точно так же, только занудные рефераты и выжимки из википедии подаются не только в диалогах, но и даже в огромных вставках из разряда «и тут главный герой нагуглил следующие сорок страниц информации о староверах. Вот они...»

Динамика романа заметно провисает где-то на середине и не выдерживает его раздутого за счёт копипаст и пересказов объёма. Персонажи не спасают, мотивация главных героев прослеживается слабо, и даже бодренькие сцены погонь и движухи в итоге читаешь нехотя, с оглядкой. Не дай б-же кто-нибудь опять поймает сеть посреди махача, и опять полезет в поисковики.

В итоге на достаточно солидный объём романа прослеживается всего полторы-две главные мысли, которые не надо выслеживать или выцеживать — они бьют прямо в лоб. Деградация как аллюзия, окей, мы поняли. Да поняли же. Остановись. Всё понятно. Лучше отсыпьте ещё немножко местечкового, раз хоть оно хорошо получается. ДА ПОНЯЛИ МЫ УЖЕ.

Не спасают ни заделы на будущие относительно приквелы в этой же полумистической вселенной, ни красивый антураж, ни красочные ханурики. Очень посредственная вещь, если есть лишнее время, то можно найти что-то либо интереснее и бодрее, либо глубже и познавательнее.

Ну и последним предложением, конечно, будет: «Алексей Иванов, брось гугл!»

Заметки о читаемом в телеграме

Комментарии


Уже после того, как прочитала "Псоглавцев" совершенно случайно наткнулась на "Балладу", рассказ Бунина. Уже не помню, был ли этот рассказ упомянут среди материала, нагугленого главгероем ?


Нет, там всё больше выдержки из википедии и аналогичных справочников.


Там рассказчик подслушал как странница молится "господнему волку" (как-то так) и спросил ее, неужто есть такой святой? И та рассказала ему легенду, перекликающуюся с фразой из аннотации к книге А.Иванова:

У любого общества есть определённый круг убеждений, и общество не разрешает человеку покидать этот круг, а если человек осмеливается выйти за священный предел, то в погоню за ним кидаются чудовища».

"Нагуглил сорок страниц" 😂 не в бровь, а в глаз 👏