Больше рецензий

imoogii

Эксперт

- прокрастинатор

13 февраля 2019 г. 02:24

705

3.5

Что может быть привлекательней для любителей драматичных сюжетов, чем книга, соединяющая темы Второй мировой войны, Холокоста, взросления и столкновения двух людей, принадлежащих диаметрально противоположным мирам? Наживка беспроигрышная. Я клюнула.

То есть… Вот вам Хуго – 11-летний еврей, сын примерных аптекарей, и вот вам Марьяна – украинская проститутка, обслуживающая немцев. Мама Хуго просит свою однокашницу помочь – и та прячет мальчика в чулане своей комнаты в борделе.

картинка imoogii

Мне сложно говорить об этой книге. Прочитала я её ещё в январе, но так и не определилась что хочу сказать, так что пишу по наитию. На самом деле рассказать хочется скорее о том, что не понравилось – так проще. Но такие книги заставляют чувствовать себя грешницей, отвергающей святое, или чёрствой и циничной нигилисткой. Автор сам пережил Холокост и во многом соотносил свои переживания с переживаниями героя, оттого чувство вины обострено, но его не избежать, так как обманывать себя тоже нехорошо.

Первая половина книги читалась легко. Было интересно узнать, какая судьба ждёт Хуго, как он будет уживаться с легкомысленной Марьяной, и какие мысли родятся в голове у ребёнка, переживающего войну подобным образом и одновременно непонимающего, что не так с тем миром, в котором он жил, и который, в одночасье, так быстро переменился. Этому ещё поспособствовали короткие главы и лёгкий стиль повествования автора. Но вот дальше… история начала перевоплощаться во что-то тяжело перевариваемое.

Сразу хочу пояснить – не люблю глубоко философских подтекстов, прячущихся за пробелами в поведении героев (если они тут были?! – тут должно стать понятно, что я не особо сильна на подобные финты). И также меня не привлекают сюжеты с фанатично-религиозными героями, если только ещё не присутствует соответствующий противовес в виде другого героя, способного не поклоняться религии вопреки чужому убеждению. И, увы, вторая половина книги превращает Марьяну в подобного фанатика, что явно отражает её безумие, вследствие маргинального падения из-за определённых событий. Это безумие выступает синонимом помешанности и повторению. Последнее становится характерной чертой второй половины книги – что непроизвольно навевает скуку. Хуго тоже повлиял на это – для меня было странно подобное хладнокровие для 11-летнего дитя: чувствовалось мышление взрослого человека вкладывающего в уста ребёнка нехарактерные возрасту речи. Возможно это опять философский финт, а я просто не оценила, но всё же это не помогло мне сопереживать в полной мере.

Ну, и на десерт – отношения главных героев. Да, роман категории 16+, включает в себя прозрачно-недружеские отношения ребёнка и женщины, равной по возрасту его матери. Такое читать было неприятно. Конечно, я не говорю, что нельзя про подобное писать или что такое не бывает в жизни, я имею в виду только своё отношение к данной теме – не нравится. И всё же когда здравость ума обоих героев я поставила под сомнение, и они попали под моё неодобрение – книга тут же потеряла для меня очарование.

Аппельфельд явно делал ставку на реализм. Я прочла смысл так: в подобных историях почти не бывает счастливого финала, да и финала как такового (конец - открытый), а персонажи, как и люди, не обладают только хорошими чертами. Демоны всегда соседствуют с ангелами. Мудрость может жить в теле ребёнка, личность в теле фашиста, а вера в Бога – в проститутке.

Почерпнуть из книги можно многое, но всё же подобные мотивы – не моё. Для кого-то эта книга будет пронзительной историей, которая станет перезагрузкой, для кого-то, как для меня, станет поводом впасть в апатию, а я не мазохистка.