Больше рецензий
10 февраля 2019 г. 15:05
648
4.5
РецензияЯнварь две тысячи девятнадцатого года занес меня в Бас-Лаг. Вместе с героиней Беллис Хладовин я взошла на "Терпсихорию", погружалась в подводный Салкрикалтор - обитель креев, подверглась пиратскому нападению, оказалась на плавучем пиратском городе, стала пешкой в интригах, путешествовала к Шраму. Ничего так приключения, да?
Беллис бежит из родного Нью-Кробюзона опасаясь за свою жизнь. Она не какая-то дурочка, которая сама искала неприятности. Нет, она жертва обстоятельств (тщательнее нужно выбирать себе любовников, а её всё на интриганистых тянет). Плывет она в нью-кробюзонскую колонию, пишет кому-то письмо, исходит желчью, ненавидит море, ненавидит корабль, капитана, пассажиров и весь окружающий мир. Чудный профиль. Похоже, единственное, что героиня любит безоговорочно, признавая все недостатки - свой родной город. Свой дом. Поэтому, видимо, какая-то неприкаянная, что ей пришлось его оставить. Вместе с Беллис на корабле плывут и другие будущие жители Армады: ученый Иоганнес Тиарфлай, юнга Шекель, загадочный Сайлас Фенек, из-за которого капитан вынужден поменять маршрут; а в трюме, в темноте и нечистотах плывут переделанные - узники и рабы, среди которых любитель историй и легенд - Флорин Сак. Наказанием за преступление (которое для читателей остается загадкой) служат вживленные в грудь, при помощи науки и магии, щупальца. Все эти герои оказываются на Армаде.
Город тысячи судов, разделенный на условно не зависимые кварталы, каждый, со своей системой управления. Ты-и-твой, Зубец Часовой Башни, Сухая осень, вотчина вампиров, управляемая Бруколаком; Шаддлер, Саргановы воды, возглавляемые Любовниками. Все они яркими картинами предстают перед глазами, когда герои передвигаются по мосткам и кораблям, сидят в кафе-ките, гуляют по кораблю-парку, летают среди мачт на аэротакси. Дирижабли, Юрок, Заколдованный квартал, подводный мир Армады... Потрясающее место. Описано всё настолько детально, что кажется реальным. Не было бы у меня проблем с топографией, я бы обязательно карту набросала. А если бы могла рисовать...
Город отчасти утопичен. Этакий архипелаг свободы, где каждому найдется место и применение. Все свободны, все при деле. Поэтому для Флорина Сака и переделанных нападение пиратов было освобождением от кандалов и страшной участи бесправных. И пока Армада тихо-мирно плывет, буксируемая маленькими суденышками, граждане города погружены в свою обычную жизнь, новоприбывшие радуются свободе или ищут пути побега, считая себя пленниками, маховик событий набирает ход, и рутинное течение жизни скоро должно быть взорвано переменами. За фасадом свободного города скрывается уродливое лицо алчности. Любовники, прикрываясь идеей об общем благе ведут Армаду манипуляциями, уговорами и посулами сначала к поимке аванка, а потом к Шраму. Как же похожи оказываются Армада и Нью-Кробюзон! Отправляя прокуратора шпионить за гриндилоу, а потом посылая корабли за многие тысячи миль, Нью-Кробюзон руководствуется жаждой власти, ресурсов. Вот насчет Любовников я не совсем уверена. Фанатично настроенных личностей я никогда не понимала. Мне не кажется, что это тривиальная жажда власти. Что тогда? Манит тайна, неизвестное? Сама возможность обрести некую силу? И не просто жажда, а фанатичная жажда. Любовница, отказавшаяся от своего имени, чтобы стать одним целым со своим Любовником, ради неё перечеркивает всю свою жизнь. Один Шрам перечеркнувший все остальные. И какую же роль в этом сыграл Утер Доул? Он безусловно серый кардинал. И это единственное, в чём я уверена на все сто. Не герой, а сплошное многоточие. Что/зачем/почему – и все без точного ответа. Столько героев, они все интересны, но как же мало известно об их мотивах! Хоть с Бруколаком все более-менее ясно. Нам остаётся только сидеть и гадать. Мьевиль это Утер Доул. А я (читатель) - Беллис Хладовин. Как герой ловко манипулировал своей пешкой, так и автор ловко оставил меня в финале с открытым ртом и целым роем вопросов.
Мьевиль настоящий демиург. Мир его мрачный, фантасмагоричный, гротескный, пугающий, влекущий и прекрасный. У этого мира есть своя история, свои мифы и загадки, таинственные древние расы, цивилизации и города. Наверное, странно такое говорить о мире выдуманном, фантастическом, но в Шраме все кажется логичным, все подчиняется определенным законам, даже тандем магии и науки настолько органичен продемонстрирован, что никакого недоумения не вызывает. Это касается и расового многообразия - какты, рыболюди, струподели, гемофаги, гриндилоу и другие. Поэтому-то идея с людьми-комарами вызвала вопросы. Сами по себе анофелесы потрясающие. Снимаю шляпу перед фантазией Мьевиля. Загвоздка, в том, что разнополые особи одного вида не могут разговаривать между собой. У них разные морфологические особенности строения речевого аппарата. Мы конечно застаем совсем не расцвет их цивилизации, и вообще мало времени на знакомство, но... я хочу больше информации, больше. Почему не упоминается о каких-то других способах коммуникации? И как один из анофелесов понял, что самка прилетела не напиться крови, а поговорить? Так же не ясна ситуация с переделанными. Затрачивать на переделку преступников ресурсы разного рода, чтобы просто их изуродовать, наказать, и пусть они помирают от странных переделок? Даже у маньяков есть определенная логика в действиях. Да, щупальца Флорина Сака могут помочь ему в работе, но его случай скорее везение. Потому что встречаются и переделанные вроде Анжевины. Возможно, Мьевиль просто показал, как государство, в лице Нью-Кробюзона, относится к своим гражданам. Как к мусору, выброшенному мусору, предварительно изувеченному.
Мне тут сказали, когда я делилась впечатлениями, что есть определенное сходство с фильмом "Водный мир". Картину эту я почти не помню, не из любимых. Однозначно могу сказать: Мьевиль отсылает к Герману Мелвиллу. "Моби Дик" у меня так и не прочитан, только фильм смотрела. Поэтому, что на поверхности лежало, то и увидела. А вот смутное ощущение чего-то знакомого, которое меня преследовало после присоединения "Терпсихории" к Армаде, долго не могла расшифровать. Оказывается, это была тень Горменгаста. Только вот замок Пика довлеет над сюжетом, всё в книге находится в его необъятной тени, под его гнетом, а Армада не подавляет своих жителей. Видимо, поэтому герои любят город, называют его домом. Красной нитью проходит это чувство любви и принадлежности. У Беллис к Нью-Кробюзону, у Флорина и Бруколака к Армаде. Щемящая тоска холодной Беллис; обретение дома после изгнания, нужда этого дома в тебе, принадлежность к нему Флорина; свобода не скрываться, быть собой, не стыдясь своего "я", Бруколака. Дом может быть разным. Но дом есть дом.
Прекрасно проиллюстрировал Мьевиль как человек - "венец природы" - кичится своей завершенностью (корни идеи переделанных отсюда растут?) и избранностью. Насколько же этот "венец" слаб против сил стихии, как же он её боится, как жаждет закабалить, чтобы почувствовать себя всесильным. Аванк, пойманный цепями, по иронии судьбы, кованными в городе, представляющимся свободным, тем же Флорином, который был в неволе. И так же бездумно, как пичкаемый горным молоком аванк, все эти граждане идут словно овцы за своими правителями-пастухами. Творение, не постижимое крошечным человеческим умом было превращено в буксир. Грустно всё это.
Всё фантастическое, все эти странные расы нужны автору для расслабления читателя, они служат этаким фоном, декорацией для вещей, на самом деле страшных и серьезных. Своеобразный мультфильм для взрослых. Только вместо мимими - кровь и шрамы. Думаю, к первой части цикла я готова.
Прочитано в рамках игр:
Бесконечное приключение
ФфантGame