Больше рецензий

Kultmanyak

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2019 г. 16:43

807

5 Казачий оберег

Смелость города берёт...
За своё зубами можно
Горло рвать... Сквозь кровь и пот
Ярость чувствовать подкожно...

Рубежи Руси крепки
Лишь при вольнице казачьей...
Басурманские полки
По зубам получат сдачи,

Если вновь пойдут в набег...
Крепость южная у моря
Как казачий оберег
От прискорбия и горя...

И татар, и турок тьма...
Визг и крики при осаде...
Но казачий дух сломать
Не удастся!!! В нашей хате

Не устраивать вам пир!!!
Смерть гуляет по Азову,
Но с отвагой командир
В бой выводит сотню снова...

Героизм у нас в крови...
У славянского народа
Честь и слава на пути
И вперед, не зная брода!!!

Вот и прочел я вторую книгу Григория Мирошниченко про Азов... Рецензия на первую книгу тут - https://www.livelib.ru/review/1008131-azov-grigorij-miroshnichenko
Отличная историческая проза без особого, кстати, "ура-патриотизма", а крепко сбитая словами песнь о настоящей любви к Родине и своим устоям и традициям... Приводиться много реальных документов того времени из архива, что позволяет окунуться в факты исторические, искусно соединенные с художественной прозой...
Вторая книга более динамичная, в отличие от первой, экшен присутствует почти постоянно - это и бунт казаков, и разборки в турецком дворце, и сама осада Азова... Без сантиментов, без жалости автор убивает своих персонажей, что весьма неожиданно порой (Эй, Джордж Мартин!!! Не отсюда ли ты утащил такие повороты сюжета в свою знаменитую сагу?))) ) и от этого еще эмоциональней воспринимается роман, что несомненный плюс...
Любителям качественной исторической прозы советую прочесть оба романа...
А теперь немного отрывков из самого романа, которые словно в наше время смотрят...
В Азове казаки принимали свои собственные законы, то бишь конституцию своеобразную.. Ох, и суровые ребята были!!!

"Если коня своровал казак, не быть тому казаку в круге. Деньгами своровал – не быть тому казаку в станице, зипун украл у брата, казака, не быть тому казаку в походах и не ходить на Черное море. И, глядя по вине, казак тот не только отлучается от войскового круга, как от семьи, но и жены лишается, и будет бит еще кнутами немилостиво…
…Если случится малая вина в воровстве – в станице казаку тоже не быть, быть ему привязанному к столбу. И будет он, преступный, позорный казак, стоять на майдане до тех пор, пока не заплатит за воровство. А если он и заплатит вскоре, то все едино будет он стоять у столба еще три дня и три ночи. А который казак проворовался не единожды, а более, того следует брать от столба, вешать на якорь, а нет – тут же кидать заживо в Дон, завязав в мешке с камнями. Такая кара будет взыскана и с того казака, который купил сворованное.
Ежели свой казак да убьет своего казака до смерти бумагу, того злодея и убийцу следует безо всякой жалости класть живым под гроб убитого и так едино, вместе засыпать их землею.
Ежели лавочники будут продавать товары подороже той цены, которая установлена, то казаки будут грабить их, купцов, брать бочки с вином, разбивать те бочки, товары брать себе, пить вино бесплатно, рухлядь забирать и не быть перед войском Донским в ответе.
Женок примужних, каковы срамом прельщают молодых казаков, каковы наговором всяким живут, расточая беспутные ласки, бить на майдане жестоко плетьми. Блудников и блудниц, а они непременно будут сыскиваться, бить опять же плетьми бесщадно, загодя до пояса, бить их у столба, а имена их, прозвища вписывать следует в особую книгу…"

С такими бы законами сейчас бы быстро порядок бы навели власти!! )

А вот про то, что творилось тогда в церковном хозяйстве:

"Язвы в нашем государстве развелись великие! К примеру, во многих церквах звонят и поют не по старинному уставу. Многие иконы пишутся неприлично. Десятники да недельщики судят людей и управу чинят не по правилам: всякие дела волочат подолгу. Дела ябедные сочиняют с ябедниками. Дурные женки и девки, с судьею по заговору, многих чернецов, попов и мирян обвиняют ложно в насилиях, во всяком дурном позоре. Иные взяли за правило прийти в монастырь, постричься, якобы для покоя телесного, а в самом-то деле лишь для того, чтобы там бражничать. Архимандриты и игумены иных служб вместе с братией не справляют, а пробавляются с гостями у себя в кельях. Иные богатые люди своих племянников помещают в монастыри лишь для того, чтобы жить им там на всем готовом – монастырском. К ним в кельи приходят женки и девки, ребята молодые. Старцы хитрые с иконами ходят по миру и просят подаяния на монастырское житье, а коль соберут его вдосталь, то тут же и пропьют.
То разве тоже, коль монастыри отдают деньги в рост, зерно и хлеб бедному люду отдают с великим приростом, вино давят и продают его то крадучись, то беспошлинно. Простой люд морят голодом…
Бывал я в Чудовом монастыре. Вот где богатство! Золото! Серебро! Иконы дивные! Ризы на попах – глаза разбегаются! И в Москве богатств много, но и нищих множество, калек, больных… Иные бродят по Москве как тени загробные, валяются в ямах прямо на улицах. Неимущим негде свою голову приклонить. Так и скитаются… Юродивых, куда ни пойдешь, найдешь. Бездомные помирают с голоду, замерзают в переулках, а то и прямо на Красной площади. Но зато бояре живут, процветают, богатеют, людей черных морят с голоду, грабят, где можно, изнуряют тяжкими работами. Сами они в тюрьму попадут – живут здорово. В монастырь попадут, опалой сосланные, – живут, блаженствуют. Вот разве голова у которого боярина слетит на плахе, тогда считается – был-де такой боярин в ответе перед царем…"


Ничем не напоминает нашу нынешнюю церковь??? )))

Вот немного про то что Восток - дело тонкое... И жестокое очень...

"Амурат, пожалуй, не сделал бы кровавого дела, но поступить так ему внушили те, кто хотел видеть на престоле храброго, не похожего на других султанов, никому и ни в чем не уступавшего, решительного и настойчивого Амурата. Он совершил кровавое дело, считая его обычным: ведь и до него султаны, как говорили ему, добывали трон ятаганами. Амурата напутствовал хитрый, пронырливый верховный визирь и наставник Аззем Мустафа-паша. «Не огорчайся, дитя великой империи, – говорил он, – на Востоке не почитается за грех, когда ты, храбрый муж и великолепный воин, убьешь брата, се­стру, мать и отца, если они станут на твоем пути к великому и высокому, могучему и всевластному трону. В таком высоком государственном намерении все средства хороши»

.

А вот красивая легенда про кровную месть:

"Лет за триста до нашего времени житель ближнего аула Шадар, по имени Омар, украл у соседа своего Юсуфа курицу и поплатился за нее бараном. Омар понял, что сосед взял больше, чем ему следовало, и украл у него двух жирных баранов. Юсуф, чтоб уравняться с соседом, в свою очередь подкараулил у Омара корову. Омар же в другую ночь увел от Юсуфа двух буйволов. В возмездие за это Юсуф подкараулил Омарова жеребца, обратив его в свою собственность. А конь для горца дороже всего. Омар убил самого Юсуфа, вскочил на своего коня и скрылся в далеких торах. Тогда ближайшие родственники Юсуфа, обязанные, по обычаю, отомстить за кровь его, явились к дому Омара и разрушили его. Узнав, что Омар сбежал и где-то скрывается, они подкараулили родственника Омара, попавшегося им на глаза прежде других, и убили его. Родственники убитого убили родственника Юсуфа. Родственники Юсуфа убили двух родственников Омара.
Украденная курица и установила начало кровомщения. Она и до сих пор не отмщена. И до сих пор из-за нее льется людская кровь…"


Вот какие словесные бриллианты встречаются на страницах этого романа... Так, что, друзья, вперед и с боевой песней на штурм этого литературного бастиона!!!