Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

31 января 2019 г. 10:26

867

3.5

Если бы мы жили тысячу лет, - замечает Дж., - то каждого из нас хотя бы однажды объявили гениальным - не в силу возраста, а потому, что даже незначительные таланты и способности когда-нибудь да совпали бы с тем, что в конкретный момент времени считается признаком гениальности.

Для меня эта книга попала в зеленую зону исключительно благодаря языку и манере повествования. Люблю я такие полумодернистские - полупостмодернистские штучки. Что же до сюжета, то он оставляет желать, впрочем, не скрывает этого и сам автор, который нередко появляется на страницах своего романа.

Итак, Дж. Так называется книга, так зовут главного героя. Его полного имени мы так и не узнаем, хотя возможно это имя - Джованни, ведь именно так его хотел назвать отец. Отец Дж. Умберто был итальянским предпринимателем, успешным и состоятельным. Женатым, но не на матери Дж. Мать Дж. Лаура была взбалмошной американкой, для которой роман с человеком не ее круга был своего рода капризом. Капризом было и рождение ребенка, которого она практически сразу отправила на воспитание к своим кузенам Джослину и Беатрисе, английским аристократам. Джослин и Беатриса сыграют огромную роль в жизни нашего героя, они превратят его в мужчину. Джослин - приобщив к охоте, забаве истинных джентльменов, а Беатриса - посвятив в таинства любви. Но первая женщина Дж. не будет его первой страстью, первой, кто разбудит в нем желание познать женщину и ее тайны будет гувернантка мисс Хелен. Кстати, лет Дж. на тот момент будет всего пять. Эпизод с мастурбирующим ребенком, наверное, самый скандальный в книге. Даже секс с двоюродной теткой не может с ним сравниться.

Но если вы подумаете, что перед нами эротический или вовсе уж порнографический роман, то сильно ошибетесь. Несмотря на присутствие сексуальных сцен и частое описание фантазий героя, эта книга вряд ли заинтересует любителей "клубнички". Им здесь попросту будет скучно, ведь постельные приключения героя щедро перемежаются событиями итальянской истории и философскими зарисовками. Именно через эти вставки-зарисовки мы познакомимся с самим автором, вернее, рассказчиком. Теперь я уже не уверена, что это одно лицо. В любом случае, действующим лицом произведения он не является.

Условно роман можно разделить на 4 части. Первая - то, что было до рождения Дж., история отношений его родителей. Здесь автор не сбивается с линейного происхождения, здесь он рисует запоминающихся персонажей с достоверными психологическими портретами. Чего стоит одна жена Умберто Эсфирь, королева в гостиной, Снежная Королева в спальне, предмет восхищения горожан. Вторая часть - детство Дж., и здесь уже начинает проявляться мифологичность, которой автор щедро наделяет своего героя. Постепенно из вполне реального ребенка Дж. превращается в некий символ или некого персонажа, возможно из древнегреческих легенд. Ранняя сексуальность героя - прямой намек на Приапа. Впоследствии он станет и Эросом, и Зевсом, и Дионисом, и Гермесом. Множество ролей примерит он на себя, некоторые из них не божественные, но не менее мифические - Дон Жуан и Казанова. Завершается эта часть логической сексуальной инициацией с Беатрисой.

Третья часть - непосредственно приключения. Признаюсь, я уже подзабыла историю Дон Жуана, но мне кажется, что последовательное соблазнение сначала горничной, а потом светской дамы оттуда. Оттуда же и ревнивый муж. Впрочем, мужу Камиллы далеко до Командора, он не грозен, а смешон. Еще при почтении именно этой части мне вспомнилась «Любовь властелина» Альбера Коэна . Очень уж похож слог у авторов. Но если Коэн в своем романе показывал одну пару, замкнувшуюся в любви друг к другу и оттого любовь потерявшую, попросту сгубившую ее в атмосфере удушья, то Бёрджер демонстрирует отношения совсем иного рода. Дж., как мотылек, порхает от одной женщине к другой, принося с собой уникальные эмоции и физические переживания, принося им ощущение жизни, то есть счастье. С одной стороны, это может показаться пропагандой свободных отношений, а то и беспорядочных связей. С другой, ничто не убивает любовь так, как ограничения, чувство собственничества и желание удержать партнера любой ценой, стремление навязать ему свою волю.

Четвертая часть - финал. И вот он меня немного разочаровал. И здесь дело не в том, что герой подустал и поизносился, бывает. Дело в том, что его поступки я не смогла себе объяснить. Почему он остался в Триесте на пороге войны? Ведь он всегда старался не связываться с внешним миром, благо финансы ему это позволяли. неужели так сильно он хотел продемонстрировать австрийской верхушке свое презрение? Но ему были не свойственны подобные порывы на протяжение всего романа. Непонятно.

Господи, наконец-то книга - лауреат Букеровской премии, которую можно обсуждать и обсуждать, в которой масса нюансов, лавина интересных мыслей, бездна символов. И может быть, однажды я ее перечитаю, чтобы разобраться до конца...