Больше рецензий

30 января 2019 г. 11:36

1K

2

Жила-была одна fashion-журналистка, и написала она как-то статью про Zara. Понесла её печатать в свой журнал, да вот незадача, по пути, уронила статью в ведро с водой. Посмотрела, подумала и говорит: «Ммм... Да тут на целую книгу, пойду лучше сразу в издательство».
Да, именно так, 90% этой книги - просто вода (Лев Николаевич блаженно улыбается).

Пожалуй, я так и не купил бы книгу «Феномен Zara», если не «скидка» (всегда ведусь на сочетание «Zara» и «скидка»). Хотя, оформление её настолько потрясающее, что хочется тут же заполучить к себе в библиотеку: книга с бумажными ручками - полная стилизация под пакетик Zara, с невероятно приятной на ощупь обложкой… В общем, как и любая вещь этого бренда: красиво снаружи, а через три недели покрывается катышками.

Хорошо, признаю, помимо слова «скидка», меня заинтересовало описание этой книги (#приветмаркетологам), и начиная читать, хотелось узнать «Историю успеха одной из самых влиятельных компаний в мире, которая произвела революцию в области моды и производства одежды». Но беда в том, что как раз этого в книге и нет. 228 страниц - это рассусоливание на тему какой замечательный человек Амансио Ортега (основатель компании). Какой скромный, какой отзывчивый, какой успешный. Но как же он стал успешным? Об этом буквально два слова. Просто в 12 лет пошёл работать (кем-то вроде курьера), потом с сестрой «мутили» продажу халатов, неожиданно основал компанию Zara, и херак (извините, за мой французский), он - самый богатый человек. И дальше, опять сладостные восхваляющие речи. При этом автор говорит нам, что не хочет писать только хорошее, и обязательно выяснит мнение сотрудников (в том числе и бывших) всех уровней, и это будет честное мнение об этом человеке.

В результате получается, что книга напичкана противоречиями. На деле, обещания и слова автора расходятся, собственно, как и рассуждения и поступки самого Ортеги. Типа, мы против общества потребления, но наша коллекция обновляется каждые две недели, и дай бог, чтоб вы эту кофточку хоть три месяца поносили, прежде чем купите новую. Или, мы делаем моду доступнее, и не хотим, чтобы все ходили как из инкубатора... но чёрт возьми, я за этот месяц дважды встретил парней в таких же куртках как у меня! (да, я чёртов модник) Книга совершенно не вызывает доверия и не оставляет то положительное мнение об Амансио Ортеге, которое так хотела создать автор, уж слишком подозрительно хорошим человеком он получается.

В последней главе представлена краткая бизнес-модель компании и, пожалуй, только благодаря ей, на обложке красуется значок «Top Business Awards» (на который не стоит вестись!). В предыдущих главах тоже есть полезная и интересная информация, но её так мало, что можно было уместить в небольшой статье без лишней воды.

В общем, если у вас есть пара лишних часов и вы без ума от бренда Zara и всех прочих компаний Inditex Group (Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Oysho, Bershka, (да-да, всё это принадлежит Амансио Ортеге)) - эта книга написана специально для вас. Но если хотите почитать про бизнес, успешных людей и перспективный стартап, то лучше возьмите «Двенадцать стульев», тот ещё бизнес-бестселлер.