Больше рецензий

17 января 2019 г. 22:05

149

3 Я овладел чудесным даром-единственным словечком "мяу" !

Поразительно, насколько умело немцы умеют писать сказки, но еще более прежнего поражает то, что эта сказка не является таковой: от нее и стынет кровь в жилах, или появляется безумный интерес, или появляется неимоверное желание найти четкую грань между правдой и вымыслом. Короче говоря *с этого места подробнее*, гофманские сказки- явление уникальное.

Особенности этого романа заключаются в следующем:

1. А повествует кто?
Повествует не "кто", а "кот"! В предисловии к роману автор предупреждает читателя, что это тот самый, может быть, один из тысячи романов мира, предисловие которого не стоит упускать из виду, однако смело могу уверить вас в том, что буквально после прочтения первых трех страниц все понятно и без предисловия- любимчиком читателя и "лицом" романа становится кот Мурр. Еще котенком его спас аристократ, мыслитель, мудрый и добрый человек- маэстро Абрагам.

Вдруг что-то приближается ко мне, весьма неделикатно хватает меня за животик, и тут я впервые воспользовался дивной силой, какою одарила меня природа. Из заросших пушистой шерстью передних лапок я тотчас же выпустил острые, гибкие коготки и вонзил их в схватившее меня нечто, как я позднее узнал- руку человека. Рука извлекла меня из моего убежища, бросила на пол, и тут же я почувствовал два резких удара по щекам, на которых позднее, скажу без ложной скромности, выросли роскошные бакенбарды. Насколько я теперь понимаю, рука, уязвленная мускульной игрой моих лапок, наградила меня двумя пощечинами. Так я впервые познал связь между нравственной причиной и ее следствием, и именно нравственный инстинкт заставил меня втянуть назад когти так же поспешно, как я их выпустил.


2. А кто прототип?
В течение всего времени прочтения романа, я чувствовала (и с уверенностью могу сказать, что знала!)- кот Мурр- это герой- несчастный писатель, появившийся на свет далеко не в кругах аристократии, а в захолустье, перенесший все тяготы бренной жизни, включающей запреты, несчастную любовь, внутреннюю сломленность и яркий профессиональный подъем! На мой взгляд, о таком прототипе в лице кота Мурра Гофман не раз намекает: во-первых, Мурр родился, как он считает, на чердаке, и свой "чердак" он восславляет как прекрасную родину:

Да, не иначе как я родился на чердаке! Не погреб, не дровяной сарай- я твердо знаю: моя родина- чердак!

Во-вторых, запрет маэстро Абрагама на чтение книг для Мурра, впоследствии чего Мурр чувствовал себя не самым лучшим образом. В-третьих, это печальная любовь Мурра и Мисмис, закончившаяся разочарованием для Мурра. И, наконец, в-четвертых, это невероятный писательский подъем Мурра, который не смог реализоваться полностью из-за кончины кота.

3.Любовные многоугольники: как не запутаться?
В романе Гофман представляет несколько любовных линий, которые сначала не имеют особого интереса, так как основной взгляд все же притянут на кота Мурра. Однако читатель не должен переживать, если теряет нить в этих "любовных многоугольниках". Сохраняйте спокойствие! Гофман позаботился об этом: в конце романа все "многоугольники" расставляются по местам, всё ясно и прозрачно. Причем, неожиданные повороты "любовных дорог" удивляют!

Итак, я гигантскими шагами шествовал вперед по стезе познания мира.


Шествуйте и вы!