Больше рецензий

6 января 2019 г. 01:01

773

5

В этом году эта книга шумела особенно громко из-за выхода по ней экранизации, поэтому мимо пройти было никак нельзя.
Исторический детектив о том, как, собственно, зарождалась система психоаналиа преступления и преступника. Нью-Йорк 1896 года, в городе происходят кровавые убийства, а полиция погрязла в криминале и подкупах, и дела ей никакого нет до жертв, потому что убивают молоденьких мальчиков-проституток. Чтобы избежать скандала комиссар полиции просит провести неформальное расследование своего друга психиатра, потому что действует явный сумасшедший.
Очень красивая стильная вещь с густой атмосферой, и соответствующий язык написания. Но ладно язык, интересна сама тема, когда герои фактически с нуля работают над созданием методов расследования, которые в наше время считаются первостепенными и неотъемлемой частью любого расследования. Тогда же эти попытки психоанализа воспринимались фактически шарлатанством и уж точно полиция не работала с их учетом, а потому и героя не раз поднимают на смех или открыто вставляют палки в колеса, чтобы не лез на чужую территорию.
Автор вообще смелый парень. Мало того что вот так запросто предъявляет нам, как (якобы) зарождались новые принципы работы, мало того что он с сочными подробностями описывает кровожадные убийства, он не смущаясь вводит в действие реальные исторические лица, делая их непосредственными участниками событий. И на удивление это вызывает не фыркание над ересью, а вполне себе оправданное понимание, что перед нами по сути исторически условный экскурс в то время и в те условия существования. А поскольку Карр не ограничивается исключительно детективными деталями, а описывает время и место со всех ракурсов и тогдашних условий жизни, получается действительно занятный исторический роман. И может быть в по первости вычурный язык которого и придется немножко втянуться, но потом книга затянет так, что за уши не оттащишь.
(PS: А вот экранизация, увы, вышла крайне надругательной и исковеркавшей всю книгу. Даже сериал по "Террору" меня не расстроил так, как изнасилование "Алиениста" на экране своим перевиранием сюжета, характеров, деталей и людей.)