Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

16 декабря 2018 г. 17:42

2K

4

Бывает так, что автор замахивается на нечто масштабное, но художественные детали, прорисовка образов и весь стиль в целом не дотягивают до задумки. В этом же случае получилось наоборот: книга задумывалась, очевидно, как детское или подростковое фэнтези, но продуманность характеров, детальность и логика построения иерархий внутри подробно прописанного мира явно тянут на что-то большее.

В книге главными героями являются антропоморфные животные, и я несколько раз ловила себя на мысли, что вместо мультяшных образов (говорят, мульт в самом деле есть - но я не видела) я рисовала в своём воображении портреты людей. Это говорит о высоком уровне писательского искусства. Сам автор говорил как-то, что он не читает детских книг, чтобы это не мешало ему писать свои, то есть вдохновлялся он книгами, написанными для более зрелой аудитории - Стивенсона, Джека Лондона, Д. Дефо и других. И это заметно. Заметно, что автор не вдохновлялся книгами для детей. Его история, а это только первая часть из многосерийной эпопеи "Рэдволл", вполне претендует на то, чтобы занять достойное место среди других представителей жанра. Даже странно, что эта серия книг не особо пользуется известностью.

Я получила массу удовольствия - читать было действительно интересно и захватывающе. Ну и что, что здесь фигурируют не люди, а животные? Это же всё иносказательные образы, от людей они отличаются разве что наличием лап и хвостов, а в остальном же они действуют, как люди: иногда наобум, иногда подло, иногда под действием эмоций - и не всегда у них всё получается, как по маслу. Это не то боевое фэнтези, где герою всегда везёт, где из кустов всегда вовремя подъезжают авторские рояли.

Подробнее о мире и персонажах.

Трудно сказать, отражением какой именно эпохи является мир саги, возможно, ранний ренессанс, но это не суть важно. Здесь, конечно, присутствуют многие элементы, уже хорошо знакомые любителям фэнтези: помимо высококультурной нации здесь выживают и отдельные кланы и группировки со своими дикарскими обычаями.
В центре повествования - аббатство Рэдволл, населённое мышами и барсучихой, но есть также племя воробьев, которое живёт по своим законам, имеет свой язык. В лесах живёт ещё более дикое и необузданное племя землероек.

Мыши являют собой, конечно, оплот справедливости - в аббатстве принимают всех, кому нужна помощь, если аббатству эти страждующие ничем не угрожают. Но когда мыши вступают в бой, они не щадят своих врагов и действуют довольно жестоко - например, могут облить соперников кипятком со стен монастыря. Но чего здесь нет - так это впечатления, что автор таким образом хотел донести какой-то праведный гнев - это то, чем грешат многие (но не все) фэнтезийные авторы (я их называю плохими авторами), и то, что меня лично так раздражает в фэнтези. Если я что-то подобное вижу - всё - для меня это плохое фэнтези. И, несмотря на то, что я являюсь поклонником жанра (а может, именно поэтому я так предвзята), должна констатировать, что плохого фэнтези намного больше.

Персонажи интересны и разнообразны. Да, злодеи здесь действуют именно как злодеи - подло, хитро, жестоко по отношению к подчинённым и компаньонам, но и герои здесь не безгрешны. И, несмотря на такое, казалось бы, чбшное положение вещей, впечатления картонности образов - нет. Может, потому что здесь крыс Клуни Хлыст хоть и является воплощением зла, коварства, жестокости и беспощадности, но и его преследуют кошмары, в которых ему снятся его жертвы, его падшие соратники, многих из которых он сам столкнул с края пропасти - нет, совесть его не мучает, на этот счет можно даже не сомневаться, - но в этих снах ему страшно . Он балансирует на грани отчаяния, и ему всё чаще начинает казаться, что суровая длань рока его всё же сомнёт, а солдаты в конце концов взбунтуются и предадут, хоть он и держит их в бесконечном страхе.

Его длинный черный плащ, сшитый из крыльев летучих мышеи, скрепляла у горла устрашающая булавка — кротовый череп. Над боевым шлемом возвышались перья черного дрозда и рога жука-оленя. Из-за опущенного забрала злобно сверкал единственный глаз.


картинка Villi_Lapsi

Весь в поту, Клуни спотыкался и чуть не падал, а незнакомая фигура, приближаясь, все росла и росла — теперь это был уже великан!

Клуни стал задыхаться. Он бежал все медленнее и медленнее. Противник настигал его. Клуни попытался ускорить бег, но ноги, словно налитые свинцом, отказывались служить ему. Казалось, он глубоко увяз в глине. Страх сковал его. Впервые он потерял голову. Клуни повернулся к своему врагу, но… поздно. Мститель нагнал его, занес над головой меч; смертоносный клинок сверкнул тысячами ярких огней.

Бом!

Далекий удар колокола разбудил Клуни, вернув его к действительности. Он поежился, отирая дрожащей лапой холодный пот. Жив! Спасен!..



Клуни все бежал и бежал, и вдруг перед ним возникло новое привидение: отвратительная тварь, покрытая темной дымящейся жижей. Призрак, расставив лапы, словно для объятия, преградил ему путь. Клуни отпихнул его прочь, и тот жалобно застонал:
— Клуни, это я, Темнокогть. Смотри, что они со мной сделали!


Учитывая то, что летучие мыши, как и все другие звери - вполне себе разумные существа со своей верой и культурой - плащ Клуни, сшитый из их шкурок, делает его довольно-таки стрёмным персонажем. А его горемычные подчинённые, запуганные его угрозами, чувствуют к нему страх, смешанный с благоговением - обычный набор эмоций по отношению к фэнтезийному тирану. Хотя некоторым этот персонаж даже нравится - видела на фикбуке попытки рассказать его предысторию - ведь раньше Клуни был корабельной крысой, так что фантазии есть, где разгуляться и напридумывать о том, как жизнь его потаскала, и отчего он стал таким.

Сам главный герой, Матиас, это, конечно, типичный представитель образа шаблонного фэнтезийного героя-спасителя, скромного, поначалу неверящего в своё предназначение, не хватает только пресловутой фразы: "Я об этом не просил".

картинка Villi_Lapsi

Несмотря на эту клишированность, герои всё равно интересны, а повествование захватывающе, может, потому, что это животные, хотя, повторюсь, если бы это были люди, было бы не менее интересно, но возможность поиграть со звериными образами придаёт особой изюминки. Повествование не лишено натуралистичности, даже слишком явной как для детской книги, вот почему я не считаю её детской. Но если не судить о возрасте аудитории, а исходить просто из своих предпочтений, то мне понравилось. Будь это люди, могло бы получиться неплохое такое дарк-фэнтези. Здесь пленных связывают и надевают на них ошейник, и не просто так, как в сказке, надели и всё, чисто символически, нигде ничего не давит, как украшение - если уж надели ошейник и поводок, то будет описано то, как бедной воробьишке было тяжело прыгать вслед за мышами, как неудобно цеплялись её крылья, как она падала. Здесь вполне можно встретить и упоминание о застрявшем в теле клюве воробья, о том, как молодой лис был придавлен трупом своей матери-лисицы, и это ещё не страшно - страшно то, что он ей совершенно не сочувствовал; здесь есть описания того, как крысы увидели изуродованные тела своих солдат, после того как тех облили кипятком со стен, здесь вполне можно встретить и то, как тело самого короля воробьев выплыло на поверхность реки. Нет, совсем не детская книга.

— Скажите ему, что мы делаем с теми, кто вторгся на наши земли! Тотчас последовали разнообразные ответы:

— Ломаем лапы.

— Сдираем заживо кожу.

— Отрубаем нос.

— Подвешиваем за хвост.

— Запихиваем усы в уши.



Но взрослой её делает не это. Скажем, такие детали и то, что их наличие обязывает повысить рейтинг, не делают книги взрослыми - это просто учреждённый цензурой порядок, а взрослой книгу делает то, как это подано, переживания героев и отсутствие явно правой стороны, здесь нет злорадства по отношению к падшим врагам. Просто на войне как на войне, увы.

Из интересных персонажей здесь есть также воробьиха Клюва, бывшая абсолютной дикаркой, а оказавшаяся принцессой, наследницей престола, который занял её безумный дядечка, заяц Бэзил Олень (да, именно так, Олень), в котором отдаленно прослеживается связь с Херном-Охотником из английского фольклора, сквайр Джулиан, рыжий кот аристократ, белый филин капитан Снег, ещё один не вполне вменяемый, но интересный персонаж.


И запомни, что капитан Снег охотится только по ночам. Днем он обычно спит на каком-нибудь дереве. Правда, один глаз у него всегда открыт. Но старик Снег видит все. Он знает всех зверей на своей территории — кто где живет, где их тропы — в общем, все во всех подробностях. Филинов не зря считают мудрыми. Хотя, как говорится, и на старуху бывает проруха, вот угодил же он под упавшее дерево. Держи с ним ухо востро. Если он увидит тебя спящим — сожрет вместе с медалью.


— Капитан Снег? Это же маньяк! Я запретил ему здесь появляться © Джулиан, кот сквайр


Конечно, здесь есть свои реликвии и почти магические артефакты, хотя идея как раз в том, что магия заключена в самом человеке, или, в данном случае, в мыши.

Сквайр Джулиан Джиндживер бережно принял меч в свои лапы, затем положил его на сено и, сев рядом, прикрыл глаза.
— Матиас, я хочу дать тебе добрый совет. Твой меч, без сомнения, прекрасен и выкован искусным мастером. Но это всего лишь меч. Без волшебной силы и тайных заклинаний. Этот меч выкован для одной цели — убивать, и он ровно настолько хорош или плох, насколько хорош или плох тот, кто им владеет Поэтому не пускай свое оружие в ход бездумно и праздно. Мартин Воитель поднимал этот меч только ради правого дела — вот почему меч стал символом мощи Рэдволла. Без мудрости сила — ничто.


Ещё что понравилось, так это очень красивые названия: Лето Последней Розы, Лес Цветущих Мхов - в данном контексте это действительно интересно, уместно и по-фэнтезийному.

Если немного изменить технические детали, хвосты, лапы и усы сменить на руки-ноги, то это вполне могли бы быть истории про людей, хотя таких персонажей, как Клуни, хуманизировать не хочется.

4 из 5, потому что мне показалось, что умирают здесь только "плохие", как бы это не стало тенденцией, а то те персонажи, которые мне приглянулись, погибали с незавидной регулярностью.

А так - серия интересная, буду читать продолжение.

Язык - 4
Персонажи - 5
Сюжет - 4
Этика - 4

картинка Villi_Lapsi