Больше рецензий

inoy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2018 г. 15:27

3K

3 Спойлер Разбиться стеклянным домовым

Представьте, что на Альфу Центавру, которая находится в 4 световых годах от Солнца, летит веселая компания из четырех иезуитов с друзьями. Летит на астероиде, который японская корпорация превратила в космический корабль. Летит потому, что на планете существует разумная жизнь. Спрашивается - зачем летят иезуиты? Обратить инопланетян в христианство? Ничуть! Летят потому, что одному из священников «открылось», что Бог хочет, чтобы они туда полетели! Добавим сюда, что мировое сообщество ничего о смелой экспедиции не знает, а все финансирует Ватикан, проявляя при этом чудеса конспирации и осмотрительности. Итог сего миссионерского путешествия плачевен – читатель знакомится с единственным вернувшимся оттуда священником по фамилии Сандос. Случилась катастрофа, все погибли, но что произошло, по-настоящему никто не знает. Сандос искалечен злыми туземцами, молчит, блюет, падает в обморок и, вообще, жутко бесится, когда его пытаются расспросить, что случилось. Генерал ордена вынужден проводить расследование, и повествование распадается на две линии – одну в 2060 году, когда хитроумные иезуиты пытаются вывести Сандоса на чистую воду, и вторую, которая стартует в 2019 году, когда на радиотелескопе в Аресибо регистрируется внеземной сигнал с Альфы Центавры. Таким образом, расследование периодически прерывается ретроспективными воспоминаниями Сандоса, и читатель постепенно знакомится с тем, что произошло на Ракхате (так называется планета), и кто виноват.

Теперь о самом тексте и авторе. Первую треть книги автору удалось захватить мое внимание. Интрига закрутилась вокруг трех вещей – почему и как всех убьют; сохранит ли Сандос обет целомудрия (рядом оказывается женщина его мечты); и в-третьих, какими средствами автор вызовет кризис веры у Сандоса и закончится ли это теодицеей или очередной «теологией после Освенцима». Относительно третьей интриги иллюзий у меня не было – с каждым новым диалогом иезуитов все больше чувствовалось, что автор словно бы пребывает во времени Ветхого Завета, когда Спаситель еще не пришел, а сама дилемма веры – не более чем бледная аллюзия на книгу Иова. Но вот любовная линия Сандос-Мендес предполагала накал эмоций, и два альтернативных исхода – здесь было, где поиграть на чувствах читателя! Я даже заподозрил, что у писательницы хватит опыта и понимания, чтобы вывернуть наизнанку дилемму Сандоса и уже за одно это готовился поставить ей четверку! Вместо этого авторша все скомкала, беспомощно убила Мендес и вообще убивала всех героев так, словно бы убирала шахматные фигурки с доски – безо всякого эмоционального накала, холодно и рационально. Я с удивлением прочел в одной рецензии, что, оказывается, у писательницы получились герои: они хорошо запоминаются и вызывают сочувствие. Конечно, читатели все разные, но герои у авторши практически одинаковые. Они у нее постоянно хохмят, острят, веселятся, никогда не унывают, при этом все - исключительно талантливые, выдержанные, благородные, между ними практически не бывает конфликтов и противоречий. Через какое-то время понимаешь, что перед тобой не живые герои, а как бы скелеты, на которых навешаны диалоги, профессии, половые различия, истории из прошлого и карта симпатий-антипатий по отношению к другим членам группы. Этого не замечаешь почти до самой середины книги, а потом герои отходят на второй план, как бы застывают, и даже начатки читательской эмпатии, по отношению к ним, авторша бесталанно сливает, даже не попытавшись изобразить драматической кульминации. Авторское раскрытие темы запаздывает по отношению к пониманию читателя как минимум страниц на пятьдесят, а может и сто. Поэтому когда наступает развязка, все понятно еще до того, как Сандос окончательно раскрывается. Да и сама развязка очень бледная и является неумелым камуфляжем того бесславного обстоятельства, что на поставленные вопросы автор так и не ответила, мимо раскрытия главных конфликтов прошла, и даже с точки зрения психологии трагедия выглядит у нее какой-то чересчур отстраненной и схематичной. Кроме того, у меня возникли большие сомнения по поводу того, что надо было запихивать Сандоса в бордель и убивать его инопланетную подругу. Какая-то совершенная нелепость…

В общем, итог, на мой взгляд, очень простой. Это и не фантастика и не духовная драма. Какая-то поделка, которая стремится быть бриллиантом, в то время как вся стеклянная изнутри. Короче смотри название рецензии.

P.S. Не удержался, чтобы не прочитать, что пишет ливлиб про авторшу. Училась в католической школе, а потом приняла иудаизм... Ну, все понятно. Из Ветхого Завета так никогда и не вылезала. Но зачем тогда было посылать в космос иезуитов? Направила бы парней с пейсами, это было бы оригинальней )