Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

25 ноября 2018 г. 16:24

1K

5 Кошмар перфекциониста

Литература во все времена отражала в себе тот мир, что ее окружал. И на на мой взгляд, именно фантастика делает это лучше всего. Для примера можно рассмотреть какое направление этого жанра популярно именно сейчас. А сейчас популярно фэнтези и все больше входит в моду ЛитRPG. Я считаю, это связано с тем, что люди теперь стремятся как можно дольше оставаться детьми и не взваливать на себя какую-либо ответственность. Хочется отвернуться от реалий жизни и окунуться в сказочный мир фэнтези или же мир компьютерной игры, где возможно все то, что не доступно в суровой действительности. Это не хорошо и не плохо, это просто есть.

Но еще несколько десятилетий назад люди стремились открыть или же создать нечто новое. Человечество грезило о лучшем мире, и классическая фантастика, что в большинстве случаев тесно сплеталась с наукой, несла миру ИДЕИ, а не пространство для отдыха и развлечений. Сейчас, если и пишут о будущем, то рисуют его мрачным (направление постапокалиптики). Наверное, потому что это более зрелищно, а значит прибыльно. У Айзека Азимова представление о грядущем было совершенно иное.

Роман "Конец Вечности" рассказывает о будущем, когда горстка людей, научившись путешествовать во времени, меняли ход истории для всеобщего блага. Вечность - это, по моему мнению, сборище перфекционистов, которые стремятся все держать под контролем и ни в коем случае не позволяет человечеству во времени совершать ошибки. Если разговоры о том, что через веб-камеры за людьми следят, то, друзья мои, Вечность наступает нам на пятки. Как и в произведении Азимова, так и в нашем случае, люди, поставившие себя выше всех остальных, на деле не так благородны, как хотят казаться. Техник Харлан, главные герой книги, постепенно тоже приходит к выводу, что постоянная корректировка истории не дает реальности развиваться и расти. Мне очень понравилось описание пространства множества реальностей. Понравилась сама идея, что нет предопределенности и каждая дорога куда-то может привести. Но если кто-то со стороны постоянно вносит изменение в путь, то этот путь становится неестественным. Азимов писал об этом в глобальном масштабе. Хотя это вполне приемлемо и для одного человека. Если постоянно слушать чьи-то наставления, подстраиваться под окружающих для всеобщего спокойствия, то жизнь станет неестественной, пропитанной ложью и фальшью. Забота Вечности о человечестве похожа на чрезмерную заботу матери о ребенке. Когда во избежания ошибок подрастающего человека, мать делает все сама. Ведь главное, чтобы было все прекрасно с ее точки зрения и не важно, что ребенок не научится ничему.
Таким образом, на примере данного романа можно вновь убедиться, что осознанность - это не контроль, а наблюдение. Именно то поколение, которое не вмешивалось в прошлое, а только наблюдало, оказалось более осознанным и мудрым. И если эту идею снова уменьшить до размера одного человека, то вновь убедимся, что истина непогрешима.

Мне не совсем близка идея автора, о том, что человека следует пускать в космос для освоения новых планет. Какой космос? Если учесть как человек безобразно вел себя при освоении новых территорий на нашей собственной планете, то стоило бы запереть его и не пускать дальше, чем на соседнюю улицу. Но Азимов верил в человечество, верил в его светлый разум. В "Конце Вечности" он показывает тот вариант будущего, когда люди готовы были к тем новым знаниям и открытиям, что таит в себе космос. Но является ли тем вариантом наша реальность? Азимов показывает, что это зависит не от массы, а от решения каждого человека. У нас всегда есть шанс пойти по дороге познания и осознанности. И только от нас зависит используем мы этот шанс или нет.

Книга прочитана в рамках игр "Пятилетку - в три тома", "Собери их всех", "Мир аудиокниг", "Школьная вселенная", "Годовой флэшмоб" по совету dee_dee
Так же книга прочитана в рамках совместного чтения в клубах "Читаем классику вместе" и "Виртуального Книжного Клуба Фантастики и Ужасов "Ностромо"