Больше рецензий

24 ноября 2018 г. 02:34

1K

5 Чужое ли это лицо?

Душевное противоборство и борьбу двух начал многие писатели воплотили в своих произведениях, посвятив этому какую-то часть своей жизни. Например, Роберт Льютс Стивенсон, судя по его кровавым историям, выпускал своего мистера Хайда исключительно на страницы своих приключенческих романов, продолжая на людях представляться доктором Джекилом. А Достоевский в своем "Подростке" наиболее характерно изобразил путь, собственных желаний, который проходит каждый человек, прежде чем становится в итоге самим собой. Кобо Абэ выбрал иное решение, очень японское, но чрезвычайно оригинальное.

С "Чужого лица" я когда-то начал знакомство с этим автором, книга меня не просто убила, я ее переваривал дольше, чем любую другую и на какое-то время зарекся читать этого писателя. Слишком уж безнадежно выглядит абсолютно все после хорошей дозы Кобо Абэ. Историю автор, конечно, выбрал жестчайшую, - человек потерял свое лицо физически, в результате ожога, в универсальная маска должна была заменить ему собственное лицо. Вот здесь и оказалось, что каждый хочет выглядеть не только внешне иначе, но и внутренне.

Тема очень сложная и описать в двух словах ее невозможно. Но она обретает некие очертания, если обратиться к собственному эго и попробовать разделить, нарисовать кривую, где по одну сторону будет желаемое, а по другую действительное. И правда, та симуляция, что зовется нашим миром, всегда предполагает некое движение, пусть оно и проявляется у всех по-разному, кто-то хочет общения, кто-то выстраивать логические сравнения, кто-то реализовывать материальное в духовном. И называют этот природный вектор тоже все по-своему, кому-то он кажется крутостью, кому-то божественным голосом, кому-то самореализацией.

Что же делать, если желаемое захватывает нас физически и мы чувствуем, что это уже не мы такие, а оно такое? Достаточно отдохнуть, выпить двести грамм или, на худой конец, посетить друга-психолога. Это возможно, если мы не надели еще чужое лицо (например, на работе), которое, захватив нашу личность, ввергает сознание в некое защемленное состояние, что вообще бывает, если человек должен переродиться? Психиатры уверяют, что человек просто сходит с ума. И можно ли, впившись ногтями в собственное лицо, разобрать его так, чтобы выпустить на свободу собственный свободный дух, вновь стать самим собой?

Сколько знаю Кобо Абэ, он постоянно задает вопросы. Вернее, это я их задаю, когда читаю его произведения, которые внешне выглядят спокойными, чуть ли не умиротворенными, может даже унылыми.