Больше рецензий

nenaprasno

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2018 г. 18:00

1K

5

Единственное, о чем я жалею, читая Чехова, что он не написал большой роман. Но тогда это был бы уже не Чехов.
"Степь" - одно из самых длинных произведений. Целая повесть, не рассказ.
И, как всегда, сквозь улыбку, щемящая грусть.
Сюжет можно описать совсем коротко - девятилетний мальчик едет учиться. Он оставил свой дом, маму, всё привычное и родное, для него начинается новая жизнь и пока это ему не в радость. Рамки повести - дорога от дома до городка, где будет учиться мальчик, люди, сопровождающие его и встреченные в дороге, описания бескрайней степи и грусть по тому, что оставлено.
Очень трогательно, печально и красиво.

Комментарии


Ещё и финал повести содержит в себе зерно трагического завершения: «Какова-то будет эта жизнь?». Планируя писать продолжение, Чехов так и объяснял свой авторский замысел: «В своей «Степи» через все восемь глав я провожу девятилетнего мальчика, который, попав в будущем в Питер или в Москву, кончит непременно плохим… Русская жизнь бьет русского человека так, что мокрого места не остается, бьет на манер тысячепудового камня. В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно... Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться...» (А.П.Чехов – Д.В.Григоровичу, 5 февраля 1888г).


спасибо!
интересно, я этого письма не помню
и не знала или не помню, что А. П. собирался писать продолжение.
прям очень жаль, еще один повод: ненаписанное продолжение "Карамазовых", неоконченные "Признания авантюриста Феликса Круля" Манна и вот "Степь" теперь.


Что вы, и очень хорошо что Чехов не написал продолжение Степи. Он сам понял, что он в повести уже достиг какого-то высшего и цельного символа о мимолётной человеческой жизни: как спичкой чиркнули в ночи, озарилась степь и красота мира, и погасла. Тут уже нечто от Экклезиаста, но с ноткой нежности.
Кстати, у Сергея Бондарчука есть ароматная экранизация Степи.


Григорович настойчиво советовал Чехову взяться за роман и даже предлагал ему сюжет с самоубийством 17-летнего юноши. Именно этим сюжетом и хотел воспользоваться Чехов для продолжения "Степи", но потом использовал его при изменении финала рассказа "Володя".


Мне кажется, Чехов не писал длинных произведений потому, что не в его характере было навязывать себя, утомлять читателя. В нем как-будто совсем не было писательского самолюбования.


не было самолюбования). и чисто интуитивно: да))), он вообще не любил что-то растягивать, пережевывать. но все-таки, кажется мне, он подумывал о чем-то большом.


Считается, что Чехов не написал ни одного романа, но у него всё-таки есть «Драма на охоте», о жанровой природе которой до сих пор ведутся споры. По её мотивам был снят фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Это первый роман в мировой литературе (задолго до Агаты Кристи с её «Убийством Роджера Экройда»), где убийцей оказывается повествователь. Сам же Чехов нигде и никогда не упоминал это произведение и даже не включил его в прижизненное собрание сочинений. Поэтому с абсолютной уверенностью мы не можем говорить о целях, преследуемых писателем при написании «Драмы на охоте». А стилевое разнообразие произведения, являющееся признаком высокого мастерства его автора, затрудняет выяснение истинных намерений Чехова. Некоторые критики считают «Драму на охоте» пародией на газетные уголовные романы, читатели которых далеко не всегда были подготовлены к восприятию более серьёзной литературы. Но лично мне ближе версия, что Чехов, маскируя это произведение под газетный роман-фельетон, пробовал свои силы в жанре классического романа, вступая в перекличку с русской классической литературой.


так.... "Драма на охоте"... ушла читать)))


Желаю получить удовольствие от единственного романа Чехова!


спасибо!)))


А я знал что вам понравится повесть)
Вот вы пишете, что жаль, что Чехов не писал больших вещей, а Чехов ведь почти для проверки себя создал эту дивную и большую вещь: он понял для себя, что может и это, но энергозатратность тут - беспредельная.
Набоков ещё писал: Чехов хорош на коротких дистанциях. Он - спринтер. На больших он выдыхается. Но о Степи это не скажешь.

Рамки повести - дорога от дома до городка, где будет учиться мальчик,

Забавно, но Григорович, который косвенно и подтолкнул Чехова на "Большую вещь", потом не понял её новаторства и очарования: мол, рама слишком велика для действия...
Но тут рама - сама жизнь. Да и не рама это, а пленэр, открытые просторы жизни. Это ведь путь души по самой жизни.
Кажется, Бунин писал ( а может и не он, могу соврать.. нет, точно вру), что со времён Гоголя никто не писал о Степи так.


А сам Чехов вскоре после завершения работы над повестью написал Григоровичу : «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения с добрыми намерениями, но наерундил немало».


кстати, письма Чехова - еще одна вершина творчества))) он же и в переписке гениален)


О, да! Художественная ценность чеховских писем вполне сравнима с литературным творчеством. И так как Чехов ничего автобиографического нам не оставил по причине страдания болезнью под названием "автобиографофобия", то по его переписке можно ещё изучать и личность писателя, и его биографию.


Ну я же сказал что вру) Теперь вспомнил эту цитату, спасибо. Но было и ещё что-то о Гоголе и степи...


Возможно, Вы имели в виду Буренина (а не Бунина), о мнении которого Чехов узнал из письма брата Александра: «Буренин тоже радуется и свою радость вылил в фельетоне, которого я еще не читал, ибо пишу ранее, нежели мне принесли газету. Но сообщить тебе он велел следующее: Написано чудесно. Такие описания степи, как твое, он читал только у Гоголя и Толстого».


Точно, именно его я и имел в виду: в памяти и правда Буренин превратился в Бунина.

А вообще, вы меня несколько пугаете своей начитанностью и исполинской памятью)
Сознайтесь, вы похитили главного библиотекаря ленинки?


Ой, да не бойтесь Вы меня, я ведь и сама Вас боюсь!))) Очень уж Вы меня пугаете своей невероятной прозорливостью! Я ведь действительно совершила упоминаемое Вами похищение! И сидит теперь у меня этот библиотекарь взаперти. Но только после Ваших слов я вдруг осознала, что это же было уголовное преступление! А Вы – почти свидетель. Что ж теперь делать-то?! Осталась лишь одна надежда на Ваше молчание. Уж не выдавайте меня, будьте так добры!)))


мне кажется, что все-таки Чехов подумывал о большом произведении. ну, просто не может быть, чтоб не думал))) пусть это не была бы вершина творчества.... хотя кто знает)
"путь души" - да, верно, здорово сказано


Конечно, подумывал, причём он даже в письмах об этом неоднократно писал. Но в результате всё у него как-то распадалось на рассказы. Но мне кажется, что если бы он не умер так рано, то написал бы и большие романы.


а ведь он по возрасту вполне мог бы застать революцию. уехал бы, думаю. не представляю Чехова в советских реалиях.


Тоже думал об этом... Знаете, он ведь ожидал и предвосхищал революцию, особенно в "Невесте".
Думаю, у него была бы судьба Блока: и выехать нельзя и остаться нельзя... Жуть. Нет, гении умирают вовремя ( не Олеша ли это сказал?), и их смерть похожа на страницы их книг.


Знаете, он ведь ожидал и предвосхищал революцию, особенно в "Невесте".

Ой, нет-нет-нет!!! Задели Вы меня за живое!))) Мне кажется, что уход Нади якобы в революцию был притянут за уши советскими литературными критиками. А история, вдруг рассказанная Вересаевым через 25 лет после смерти Чехова, кажется мне смешной, очень сомнительной и неточной. Она выглядит так:
«Я помялся, но решил высказаться откровенно:
- Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию. И такие девицы, как ваша Надя, в революцию не идут.
Глаза его взглянули с суровою настороженностью.
- Туда разные бывают пути».

Вот категорически не верю я в возможность такого диалога. Причём ни в одном из сохранившихся черновых вариантов «Невесты» слов о том, что героиня уходит в революцию, не было. Более того, Чехов, наоборот, последовательно устранял конкретность и усиливал неопределённость и многозначность в обозначении будущего Нади. А уж это финальное «как полагала, навсегда» вообще значительно осложняет впечатление от смелого поступка Нади.
Например, Томас Манн, говоря о финале «Невесты», сравнивал уход чеховских героев от изживших себя, ложных форм бытия с «тем самым бегством, на которое в последнюю минуту, в глубокой старости решился Лев Толстой».


Ну, согласен, про революционность Чехова я погорячился, и скорее "округлил".
С чисто художественной точки зрения, согласен, и вы бесспорно правы, что о никакой революции и нечто определённом и речи быть не могло.
И Манн прав: тут нечто Толстовское. Тут уже не мечты об уходе в "Москву", тут некий "Питер" души и желание уйти в нечто почти небесное, от этой суеты и рабства и мрака. Это почти чайка, выпускаемая в небо вместо голубя с корабля в поисках Новой Земли.

А Вересаев был ещё тот фантазёр, да)


а ведь он по возрасту вполне мог бы застать революцию. уехал бы, думаю. не представляю Чехова в советских реалиях.

Конечно, мог бы дожить! Его сестра Мария Павловна (она младше всего на 3 года) умерла в Ялте в 1957 году. Но мне страшно даже подумать, что было бы с Чеховым. Революцию он, конечно, не принял бы, но мог бы и не уехать, а остаться разделять печальную участь со всем народом. И тогда финал его жизни был бы крайне трагическим. Можно, наверное, даже сказать, что болезнь уберегла его от гораздо более ужасного конца.


Скажу вам по секрету: я бы тоже тайно желал бы, что бы Чехов написал продолжение Степи, но только... чтобы эту вещь не печатали вместе со Степью, и она была бы почти не известна, а ещё лучше. на уровне черновиков и т.д., и доступна не всем а только любителям Чехова в подвалах библиотек))
Иностранцам, кстати, очень нравится Степь: для них само это слово пахнет и звучит иначе, волшебно: вроде степ, но мягче: некий неземной шаг по степи, шаг души...


Какие же интересные и весёлые у Вас фантазии!!!)))