Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2018 г. 17:19

855

3

Лондон, 1750 год. В доме Бланшаров, серебряных дел мастеров, на Фостер-лейн работает поварихой молодая женщина Агнесс Мидоус. Она получила повышение после увольнения повара-француза, у которого некоторое время была помощницей. Бланшары решили сэкономить и не нанимать нового, а отдать это место Агнесс и платить ей меньше, рассчитывая, что она уже научилась готовить на высоком уровне и не потребует прибавки. Во-первых, девушка не настолько уверена в своих силах, а во-вторых, она не может позволить себе рисковать постоянным заработком, так как ей нужны деньги на содержание ребенка.

Агнесс действительно многому научилась у повара-француза и добросовестно выполняла свои обязанности. Бланшары практически без затрат обзавелись первоклассной кухаркой. А вот в бизнесе назрел кризис. Выгодные клиенты начали вращаться в другом районе Лондона, заказов поступало мало, но Бланшар-старший категорически отказывался переезжать, аргументируя тем, что на Фостер-лейн всегда располагались конторы лучших золотых и серебряных дел мастеров, а люди когда-нибудь перестанут гоняться за модой и вернутся назад. Бланшар-младший не разделял его мнения, но не спорил и всячески старался удержать семейное дело от банкротства.

В сложившихся обстоятельствах заказ Бартоломео Грея – серебряная чаша для охлаждения вина – стал особенно важным и ценным. От него в буквальном смысле зависело будущее Бланшаров. Поэтому когда однажды ночью ее украли, а охранявшего зал с заказами подмастерья убили, Бланшары были готовы на все, чтобы ее вернуть. В ту же ночь исчезла кухонная прислуга Роуз и между этими событиями могла существовать связь.

В аннотации роль Агнесс в расследовании сильно преувеличена. Я догадывалась, что так будет. Хотя бы из-за ее деятельности. Кухарка работает почти весь день и прерывается только на еду и сон. Выходной день в лучшем случае раз в месяц и то не полный, а какая-то его часть. Как же она сможет совмещать стряпню с детективной работой и кто ей это позволит? И в самом деле, Бланшары просят ее лишь немного прислушаться к сплетням слуг и по минимуму их расспросить, чтобы исключить Роуз из числа подозреваемых. И позже Агнесс должна будет вступить в контакт с ловцом воров: если тот обнаружит украденную чашу, она отдаст ему деньги.

Не понимаю, что заставило писательницу выбрать повариху в качестве главной героини исторического детектива. Тут жертвуешь либо правдоподобием, либо расследованием. Какой интересный детективный сюжет можно создать с участием кухонной прислуги? А если не идти против правил, то и убийца должен близко контактировать со слугами. И что же там за мотивы тогда? Подключить хозяев и знакомых им людей из того же социального класса – уже лучше, но как Агнесс сможет беспрепятственно бродить по дому и присутствовать при разговорах?

Так что я не удивилась отсутствию детектива в этом романе. Его невозможно при таких условиях написать. Все детективное замерло в той же точке, что и в завязке – чашу украли, Роуз пропала, расследование вроде бы ведется, но никто не знает подробностей, в том числе и Агнесс. Вместо него перетирались личные проблемы кухарки, моральный облик Роуз, отношения слуг между собой, описывался заведенный порядок уборки и приготовления блюд, а в конце писательница предъявила ожидаемого убийцу и его какой-то натянутый мотив. Вроде не подкопаешься, но страшно разочаровывает.

Персонажи привычные, много раз встречающиеся в других романах. Высокоморальная и гордо страдающая Агнесс, бедняжка-сиротка Элси-Козетта, загадочный и авторитетный дворецкий, одинокая экономка, парочка красивых парней-лакеев для шашней кухонной прислуги и создания любовных коллизий, «просто хороший парень» для главной героини, остальная мелочевка и такой же набивший оскомину набор отрицательных героев. Никто из них не запоминается, но при этом все они читателям давно знакомы. Кроме того, их мысли и действия заранее известны. Потому сюжет предсказуем не только в детективном плане.

Стилизация получилась неплохой, быт Бланшаров и прислуги детально изображен, есть атмосфера и чувство другой эпохи. Роман читается легко, но как детектив совершенно никакой, потому положительную оценку не ставлю.