Больше рецензий

8 ноября 2018 г. 07:59

1K

4 Жаждущим

Не бывает абсолютно «бесценных» книг. Что-либо ценное найдется в каж Дзержинскогодой — полезное, дающее повод к размышлениям и осмыслению окружающего мира. В конце концов, иногда нужно просто убедиться в том, что твоя волна совпадает еще с чьей-то, что ты не один и не одинок.

«Жажда» Игоря Рыбакова, одного из успешных создателей компании «ТехноНИКОЛЬ», известной даже неискушенному потребителю, не станет открытием, если у вас самого есть опыт, и не станет рецептом, если у вас его совсем нет. Она — о другом. О жизненной энергии, психологической «заразе», эмоциональном заряде. И в этом очень оптимистична, поскольку построена на осмыслении личного опыта, а он, как известно, «сын ошибок трудных» и действительно бесценен — как положительный, так и отрицательный: «…людям, состоявшимся в личном и профессиональном плане, очень важно осознавать смысл того, что они делают», — справедливо подчеркивает автор.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что люди делятся на тех, кто сначала думает, а потом делает, и на тех, кто сначала делает, а потом думает. И, поскольку еще классик заметил, что мысль всех нас превращает в трусов, приходится признать, что люди действия порой могут оседлать удачу просто потому, что не знали, что это невозможно. Очевидно, поэтому книга Игоря Рыбакова и разделена на две части — «Жаждая действия» и «Жажда смысла». А как же иначе? Главное — ввязаться в бой, а там посмотрим. Хорошо, если повезет. Рыбакову и его партнеру Сергею Колесникову повезло — автор это признает: они успели попасть в «окно возможностей». И многие видят именно и только это: повезло, оказался в нужное время в нужном месте. Но правда в том, что везения бывает недостаточно: человек должен быть готов к своему шансу. Большинству именно это и не удается. И, думаю, книга именно об этом.

«А начинали мы в далеком 1992 году с моим однокурсником, другом и деловым партнером Сергеем Колесниковым со стартовым капиталом в 200 000 долларов, которые по тем временам казались совершенно огромными деньгами».

Самое слабое место — рассказ о старте: физтех, попытка заработать на продаже мороженого, затем — на стройке. Один случай, другой, третий… Крыли крышу цирка в Магнитогорске… В качестве кого— студентов-подработчиков или подрядчиков? В какой момент произошло то самое качественное изменение, которое сделало из студентов посредников, размещающих заказы и организующих оплаты, тех «студентов», которые просто «купили старый рубероидный завод в Выборге»? Не обозначен этот шаг. Замурован, затенен, замутнен, заболтан. Стартовый капитал в 200 000 долларов у студентов, уступивших конкурентам рынок мороженого? Забавно… Все мы подрабатывали в студенчестве. Не помню 200 000 долларов…

Но так и быть, оставим это темное пятно. Книга — про отношение к миру, бизнесу, предпринимательству: «Для меня бизнес — это форма диалога с реальностью», — пишет Игорь Рыбаков и чуть дальше добавляет: «Предпринимательство — это не план. Это стихия <…> это вихрь, соединяющий в себе действие, знание и эмоции». И в этот момент все, кто хотел получить рецепт успеха могут закрыть книгу с чистой совестью: рецепта — повторяемого, как физический эксперимент, — не будет. Его просто нет, потому что нет рецепта у искусства. В противном случает оно превращается в ремесло и перестает быть искусством.

Ценность опуса еще и в том, что автор называет в ней имена — имена людей, которые не мелькают на экране телевизора, о которых не пишут в желтой прессе, о которых не сплетничают в интернете. Но без интеллектуальных и физических вложений этих людей «ТехноНИКОЛЬ» не стала бы той компанией, которую мы знаем. И невозможно не подчеркнуть: не каждая звезда помнит, чьими усилиями она оказалась на небосклоне, — Игорь Рыбаков выражает признание и отдает дань уважения пусть и не всем, но, очевидно, тем, чей вклад в его дело он осознает и считает ощутимым.

Жажда жизни — самое понятное состояние для нормального человека. Пожалуй, этим состоянием Игорь Рыбаков делится в свей «Жажде» щедро. Возможно, таким состоянием сможет поделиться каждый человек, достигший того, что принято считать успехом. Автор готов распространить свою энергию на всю страну, потому что он считает, «нам пока не хватает эмоционального накала, способного мотивировать людей на решение сверхзадач». Жаль, что, вспоминая некоторые исторические вехи российской промышленности не анализирует причины существующей, по его мнению, демотивации. «Делай невозможно, остальное сделают другие!» — правильный лозунг, но иногда кажется двусмысленным. Бесспорным же оказывается другой способ борьбы с фатализмом — «тяга к чуду, предощущение чуда, делание чуда». Трудно оспаривать столь красивый романтический подход («Алые паруса» А. Грина тоже об этом), жаль, что в памяти мерцает и другая советская мудрость: человек сам кузнечик своего счастья. Но, с другой стороны, романтизм вдохновляет, даже если он «промышленный».

Уважение вызывает позиция, логичная и благородная, но не всеми так или иначе успешными людьми реализуемая — «благодарный возврат долга обществу теми, кто преуспел», «деятельное стремление помочь людям в самореализации и достижении успеха, желание видеть российское общество динамичным и процветающим. Поделив свою жизнь на две части — до состояния и после, — Рыбаков-предприниматель придерживается самого мудрого принципа филантропии: помощь нужно оказывать такую, чтобы нуждающийся перестал нуждаться в помощи и смог бы помочь себе сам. Голодному нужно давать не рыбу, а удочку! И это бесспорно.

Автор и герой, как говорят в литературе «лирический герой», уверен, что желание людей быть полезным естественно, а потому свою цель он видит в том, чтобы «дать им возможность уловить, распознать в себе это желание, помочь в его воплощении, познакомить с теми, кто чувствует то же самое, и помочь сделать первые шаги на этом пути». Он «точно знает: каждый предприниматель, каждый неравнодушный, деятельный человек может взрастить в себе жажду прорыва, заразить этим чувством людей и повести их за собой». Рыбаков надеется, что дальше они пойдут сами и станут победителями, ведь рецепт прост: «начни, сделай, изменись».

Пойдут ли? Это от автора уже не зависит…