Больше рецензий

by_kenni

Эксперт

Лига диванных экспертов

31 октября 2018 г. 20:41

463

5

У многих найдется интересная история "знакомства" с Виктором Цоем. Моя история не претендует на интересность, но рассказать её хочется. Познакомились мы, когда мне было лет 5, а на дворе был ~1998 год. Мой папа тогда работал в ОБЭП и принёс целый мешок изъятых пиратских аудиокассет. Можете себе представить их качество, а особенно качество обложек: обычная белая бумажка, на которой напечатано название группы/имя исполнителя и название альбома. Если напечатан список записанных треков — это уже успех. Если ещё есть и ксерокопия изображения — это просто вау. Кассета группы "Кино" обладала всеми этими качествами. Я выцыганила у папы эту кассету, но слушать не стала, просто отложила в игрушки (ну а где ей ещё место?). Потом мне случилось 6 лет, я уже умела читать и в каком-то журнале типа "Браво" или т.п. меня заинтересовала статья под названием "Цой жив?". Ну правда же интересно, кто такой этот Цой и почему его жизненный статус вызывает вопросы. Из статьи я тогда ничего не поняла, но нашла кассету и наконец-то послушала песни. Так появилась семилетняя Настенька, распевающая "но если есть в кармане пачка сигарет значит всё не так уж плохо на сегодняшний день" и до слёз веселящая взрослых серьёзностью исполнения. Был и подростковый период, период отрицания и всевозможные "Хочу перемен", "Группа крови", "Звезда по имени Солнце" и др.
Конечно, я смотрела фильмы с и про Виктора Робертовича, но биографическую книгу прочитала впервые. Извините за долгое предисловие, теперь только о книге. Главное, что хочется отметить — это то, что в книге не преподносится, что Цой - божественное создание, ниспосланное дабы своим медовым голоском лизать нам ушки, а обычный парень со своими проблемами и заботами. И книга вызывает доверие, потому что её автор был близко знаком с "киношниками" и писал биографию с позволения артистов. С одной стороны, материал довольно сухой и похож на серьёзный исторический труд, с другой стороны, это и подкупает: не люблю в биографиях домыслы и художественный вымысел. Показаны все аспекты жизни Виктора Робертовича: от рождения и происхождения, детства, учёбы, встречи с Марьяной, создания первой группы до всесоветской известности "Кино", ухода к Наташе и той самой злополучной встречей с "Икарусом". Интересным методом преподнесения информации является цитирование воспоминаний очевидцев. Особенно, когда воспоминания описывают события с разных сторон, тем самым создавая полную картину. Но очевидцев столько много, что я даже не стала утруждаться запоминанием их имён и кем они приходились Виктору. Много воспоминаний Бориса Гребенщикова, считается, что именно он показал "Кино" миру. А ещё воспоминания Михаила Боярского, который работал цензором и дал добро на выступление Цоя. Если прямые цитирования мне понравились, то отсылки к другим источникам - не очень. Напоминало реферат по уже имеющимся материалам, а не уникальную, несущую в себе новую информацию, книгу.
Очень тщательно разбираются тексты песен, а также их появление. Особенно нравится, что объясняется, что Цой не был революционером, его тексты не антиполитичны, это уже потом, спустя годы народ придумал скрытые смыслы. И был Витя простым парнем, не загребал деньги лопатой, считал копейки и думал, как прожить от зарплаты до зарплаты.
Книга мне понравилась, советую её всем, кто заинтересован творчеством и биографией человека, который, если верить надписям на заброшках и заборах, вот уже 28 лет как по прежнему жив "в нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен".