Больше рецензий

21 октября 2018 г. 22:30

2K

4 Лучшая аннотация 2018го года (да и сама книга ничего так)

Нита не убивает сверхъестественных существ, чтобы продать их органы на черном рынке. Этим занимается ее мать. Самой Ните остается лишь разделывать трупы, попадающие к ней на операционный стол, и, ох, она любит свою работу. Она хороша в ней.
В будущем Нита хочет хочет стать ученым. Хочет печататься в журналах, хочет обсуждать свои открытия в сверхъестественной биологии на конференциях.
Этому, конечно, не суждено сбыться, потому что однажды ее мать приводит к ней живого человека, и это плохо, это чертовски-чертовски плохо. Нита же не чудовище. Ей нравится только разделывать людей, а не убивать их.
Нита решает хотя бы раз в жизни поступить "правильно". Она вытаскивает парня из клетки и за это оказывается в ней вместо него. Нита и сама сверхъестественное существо, а на черном рынке немало покупателей, желающих отведать ее органов.

Вау, да? И это всего лишь средненький вольный пересказ блестящей оригинальной аннотации. Клянусь, я никогда не хотела прочитать книгу так сильно. Издателю хватило нескольких слов, чтобы поймать меня на крючок.
"Nita doesn’t murder supernatural beings and sell their body parts on the internet—her mother does that."
Все, чего мне не хватало в янгэдалте, умещенное в одно предложение.

Автор обещала читателю историю "злодеев", историю, наполненную сложными морально-этическими выборами, мир, в котором существует не только черное и белое.

Или все это пообещала себе я сама. Не знаю. Но знаю, что от книги я ждала чего-то темного и прекрасного.
Получила ли я это?
Ну, отчасти. Книга действительно темнее, чем большинство янгэдалта, а еще в кои-то веке аннотация ни в чем не врет. Все написанное в ней - это краткий пересказ первых семи глав.

И то ли потому что читателю приходится перечитывать то, что он уже знает, то ли еще из-за чего первые главы тянутся очень медленно. Очень. Медленно.

Меня не захватил сюжет, и у меня начали появляться вопросы, ответы на которые не были бы мне нужны, будь я погружена в сюжет и сопереживай я Ните.
Куда родители героини девают деньги? Они двадцать лет продают органы, стоящие десятки тысяч долларов (единорожья кость сильнее героина), а все сбережения их дочери это деньги, которых едва хватает на билет на сорокачасовую поездку на автобусе?
Ну и зачем вообще тогда органы продавать? Устроились бы на обычную работу что ли (хотя у отца Ниты и так работа есть...)
У меня вообще очень много вопросов по миру и тому, как он работает. Если коротко, я не думаю, что он жизнеспособен в том виде, в котором он показан. Но, может, автор планирует раскрыть его получше в следующей книге?
После первой половины книги ритм становится гораздо лучше.

Персонажи... Как мне в начале не нравилась Нита! Не потому что она злая, нет, просто она королева двойных стандартов, для которой есть монстры, вроде ее матери, и есть она, она ничего такая. Она же ничего особенно плохого и не делает.
Вот Нита ненавидит людей и осуждает, как Колумб отрезал руки индейцам, не приносящим ему достаточно золота, а вот Нита в пределах пары страниц отрезает живому мальчику ухо.

Потом Нита начала мне нравиться больше. Не потому что стала добрее, нет. Ко второй половине книги она перестает в таком объеме перекладывать с себя ответственность за свои поступки. Она поступает неправильно, поступает ужасно, но уже старается осознавать это и называть вещи свои именами. Она оказывается пугающе близко к моральному горизонту событий. И Ковит ее оттуда вытаскивает. Или по крайней мере пытается вытащить. Развитие персонажа.

И Ковит. Ковит — замечательный монстр, питающейся чужой болью. Мне нравился он сам, нравилось его взаимодействие с Нитой, нравилось, как они пробуждали лучшее друг в друге, встретившись в обстоятельствах, хуже которых тяжело представить. Опять же, лучшее не значит "правильное". Они были хорошей командой. Подошли друг другу как кусочки мозаики.

В какой-то момент Ковит говорит, что ненавидит, как в фильмах и сериалах используются оправдания убийц из серии "он же убивает только плохих людей!" и "он же убивает не в кадре", это забавно, потому что через пару страниц Нита начинает убивать либо плохих людей, спасая свою жизнь, либо безымянных и невидимых читателю, то есть "не в кадре". При чем в состоянии аффекта и тоже ради того чтобы спасти свою жизнь. Упс.
Тот, кто борется с чудовищами, должен остерегаться того, чтобы самому не стать чудовищем. Видимо, с клише и тропами это тоже работает.

Источник