Больше рецензий

1 октября 2018 г. 20:49

742

2

На обложке "Автономности" Нил Стивенсон сравнивает роман Ньюиц с "Нейромантом". На обороте комплимент от самого Гибсона. После прочтения очень хочется обратится к ним и незлобливо заявить: "Господа, ВЫ ЧО???".

Шедевр Гибсона и поделие Ньюиц находятся не то что в разных мирах - в разных галактиках. Примитивная, неглубокая "Автономность" больше похожа на интернетовский самиздат, чем на полноценную книгу. Но хуже всего то, что (и как именно) Ньюиц пытается затронуть модные сейчас темы, как то: самоопределение неустойчивых индивидов, бессмысленные сексуальные эксперименты и равноправие полов. У главной героини даже имеется мужской псевдоним - Джек. При том, что она никакая не Джек, а самая настоящая Джудит. Но вместо крутого пиратского прозвища нужно выбрать просто мужское имя, а робот по имени Паладин оказывается (спойлер, хотя кому это интересно) женщиной в душе.

Вся "Автономность" пропитана этими противными, толстыми намеками на наше общество. Причем практически никогда они не обыгрываются ловкими литературными приемами, вместо этого автор просто пихает в лицо читателю заявления типа "я за гендерное равенство, я за право на самоопределение, я за свободу любви" и так далее... Спасибо, мы поняли. Слова прогрессивной личности. Но выглядит в тексте это все неаккуратно, грубо и, простите, просто пошло.

Вспомните, как гениально описывал социальное неравенство и расслоение общества Мьевиль в "Вокзале потерянных снов"? И к слову, там тоже был межвидовой секс, мало того - роман с него начинался. Но почему-то у Мьевиля эта сцена зашла, а, кхм, действо между Элиашем и Паладин вызывает только недоумение. А как тонко и дальновидно Йен Макдональд в недавних "Лунах" размыл сексуальные и половые границы современных людей, а главное, как убедительно? Список можно продолжать долго, но факт остается фактом: "Автономность" страдает в основном от нехватки таланта у Ньюиц.

Все персонажи - они и не персонажи вовсе; они просто ретрансляторы мыслей создателя, лишенные прошлого, настоящего и даже подобия последовательности при принятии решений. Жизненные убеждения меняются влет, а диалоги - это просто какая-то перестрелка банальностями. Сюжет прост, как палка, язык тоже бледный и скупой. Мир "Автономности" абсолютно не увлекает, он не изобилует интересными деталями, его изнанку не хочется изучать.

Ну не должна современная фантастическая книга быть такой топорной. Она должна быть изобретательной, написанной богатым языком, и нести в себе не прописные истины из масс-медиа, а нечто более многослойное. Должна заставлять призадуматься, а не думать о том, как побыстрее выкинуть только что прочитанное из головы.

Раньше я любил дебютные фантастические и фэнтези романы молодых авторов.

Теперь я их серьезно опасаюсь.

Комментарии


Никогда не понимал, в чем шедевральность "Нейроманта", можете объяснить чем понравилась книга лично вам?


"Нейромант" - за счет того, что первопроходец - конечно, не такой затейливый и изобретательный, как немногочисленные киберпанк-романы современности, однако он стопроцентно убедительный, с идеально встроенными персонажами и с сюжетом, который ни на секунду не позволяет себе растекаться. Вот почему-то "Нейромант" навечно западает в душу, а остальные - нет. Тяжело вот так взять и объяснить, вообщем-то) Просто у Гибсона непревзойденный, но специфический талант, который либо заходит, либо нет. Например, задать моим знакомым подобный вопрос, ответ будет довольно бессодержательным, типа "ТЫ ШОООО ЭТО ЖИ ГИБСОН-БАТЯ")))


Спасибо.
Мне, например, давался текст очень трудно. А оценивать саму книгу за то, что ее автор - первопрохрдец в жанре, ну... Я так не могу)