Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2018 г. 12:51

2K

3 Шляпа фокусника

Очередной псевдоинтеллектуальный роман от Айрис Мёрдок

Отличительный признак романов Мердок: персонажей много, все они куда-то мечутся, предпринимают какие-то телодвижения (как правило, плохо продуманные и импульсивные), а автор (или рассказчик) пытается придумать происходящему разумное (но никогда не логичное) обоснование.

Таков и "Ученик философа". В центре сюжета - семья Маккефри и их чудаковатые друзья и родственники. Самый яркий представитель почтенного семейства, конечно, Джордж. В начале книги он предпринимает попытку утопить собственную жену, но он при этом не убийца, симпатии автора и читателей однозначно на его стороне. Он просто мятущаяся, не знающая покоя душа, обреченная на вечные скитания и непонимание.

В Джорджа влюблены все без исключения жительницы городка Эннистона, где происходит действие. Он, как водится истинному роковому мужчине, более-менее к ним ко всем равнодушен ("чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей"). Но и у Джорджа имеется свой собственный "злой гений" в лице философа Джона Роберта Розанова (философ, Розанов, где-то это уже было, нет? В общем, автор не затрудняет себя поиском менее очевидных ассоциаций). Философ, в свою очередь, плевать хотел на бывшего ученика Джорджа, так как влюблен в собственную семнадцатилетнюю внучку. Осознавая неуместность подобных чувств, дед решает выдать Хэтти (так зовут внучку) практически за первого встречного, которым оказывается младший брат Джоджа Том...

Ни к чему, считаю, раскрывать подробности сюжета, скажу лишь, что в романе есть одна по-настоящему сильная, длинная и хорошо выписанная сцена (речь идет о пикнике семейства Маккефри у моря). Приятных достоинств у книги не одно и не два. Так, мне очень понравилась созданная писательницей атмосфера Эннистона - города, славящегося своими горячими источниками и купальнями. Многие встречи и разговоры происходят именно в купальнях, у бассейна или в "пароварках" - углублениях с горячей водой, рассчитанных на несколько сидячих клиентов. Это все по-настоящему очаровательно: тихая жизнь провинциального города, полная сплетен, молодежь, разбивающаяся на группки, то, как самые инфернальные персонажи романа, ничем не отличаясь от праведных и правильных горожан, чинно шествуют в купальни, чтобы поплавать в бассейне под открытым небом или отмочить тело в воде температурой 45 градусов по Цельсию.

А что до демонизма, которым Мёрдок обожает наделять своих любимых героев... Я так и не поняла, за что она так наказала Джорджа тихой семейной жизнью, к которой он в конце концов приходит. Ведь счастье было так близко, так возможно... Джордж чуть было не уехал в Испанию с женщиной, которую он действительно любит. И вот это "избавление" героя было по-настоящему правдоподобно и психологически достоверно. Но Мёрдок не была бы Мёрдок, если бы не припасла для самого финала рояль в кустах. В этом романе он, как никогда, причудлив: попытка убийства, летающая тарелка, нервическая слепота... Все эти беды приключаются с Джорджем, но ради чего? Ради того, чтобы он "примирился" с провинциальной жизнью и больше не видел "снов о чем-то большем"?

Для Мёрдок герои - марионетки. Логика развития характера бессильна перед капризом писательницы распорядиться жизнью персонажа самым нелогичным и экстравагантным образом.

Но мы прощаем ей даже эту надуманность ради удовольствия наблюдения за эксцентрично ведущими себя взрослыми людьми, для которых импульс и озарение меняют привычное им течение жизни и увлекают их в головокружительные приключения, полные случайных совпадений, водевильных тайн, бурных страстей и странных перемещений.

И еще нам очень хочется гордиться тем, что мы читаем "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ роман", хотя перед нами - всего лишь сплетни о тайной жизни обитателей провинциального городка. (К слову, понять, что же нового ПО СУТИ принес в философию один из главных героев книги Джон Роберт Розанов, решительно невозможно). Романы Айрис Мёрдок - всегда эксперимент. Она будто пробует на прочность претенциозную публику, подсовывая ей под видом серьезного романа со всеми атрибутами (большой объем, множество персонажей, социальный срез жизни английской провинции) шутку с клоунскими переодеваниями и мгновенными преображениями. А что люди? Мёрдок их не любит и не знает (пишу, конечно, о её писательском "я"). И в ее позднем творчестве это особенно заметно.

Прочитано в рамках игры: Мужчина и женщина. Тур восьмой