Больше рецензий

innashpitzberg

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2018 г. 11:44

4K

5 Self’s self-destruction, дожить до 2034

Как же я не люблю выражение "вынос мозга", но иногда, когда не хватает слов, выражений и даже видов вздыханий и придыханий (как часто у главного героя этого неординарного романа), лучше и не скажешь.

А все так хорошо начиналось - в списках 1001 книги и 1000 книг по списку Гардиан столько приятной классики и хорошо доступной и понятной современности, и тут такое. Настоящий вынос мозга.

Несколько раз начинала я этот, оказывшийся для меня очень твердым, орешек и несколько раз обламывала зубы, терпение, веру в бесконечную красоту прекрасной английской литературы.

И вдруг я поняла! Как же сразу то до меня не дошло! Ведь это же было прямо-таки яркими буквами написано на той самой стенке, а точнее мелкими буквами в Гардианском списке - категория-то, посмотрите, комедии, и воспринимать это надо как комедию - легко и спокойно, несмотря на вынос мозга, мат-перемат, раблезианские изыски (постойте, но ведь и Рабле это комедия, по крайней мере сатира).

Итак, с третьей попытки, и при легко-комедийном таком подходе, и так потихонечку дошла я до трети романа, а потом меня как занесло и вынесло совсем совсем уже в другие ипостаси - я влюбилась в героя (анти-героя - как кому нравится), повествование (блестящее как и сам умница Эмис), роман (и никакая это не комедия, а много много больше и вообще местами очень эпично, логично и философски глубоко до головокружения) и дочитала уже с огромным удовольствием, а конец вообще блеск, и было жалко что приключение закончилось.

Мартин Эмис замечательный публицист и критик, и в этом романе, как и во многих других своих произведениях, он очень честно, откровенно и в чем-то сурово размышляет о судьбах писателей и книг, о судьбе книг, о значении печатного слова (ну и рекламы - как в современном мире без нее, а заодно и порнухи - главный герой как и многие в этом мире и дня не проживет без нее).

А почему Деньги? Так а все можно перевести на язык денег, и неважно, много их у тебя или мало, и сколько ты потерял в процессе , но факт остается фактом - деньги это хорошо, удобно, на деньги можно купить много фастфуда и порнухи, снять парочку проституток и содержать любимых (а также нелюбимых) женщин и возможно даже найти любовь (ну это как-то вряд ли и не особо получилось), а также забабацать парочку сценариев и даже снять фильм своей мечты (ой, а вот тут как то совсем не получилось). Короче деньги могут все и ничего, денег много - а конец как-то все равно неожиданный, но блестящий.

Как же мне понравился этот роман. А другие отзывы не читайте, они ругают потому что у них мало денег, или слишком много денег, или недоели фастфуда, или переели фастфуда, или недочитали, или перечитали и зачитались и заелись, или не любят порнуху (а я ее просто ненавижу), или им не нравятся толстые неопрятные любящие порнуху и деньги и оригинальные сценарии анти-герои, или они не любят вынос мозга от одного из блестящих англо-язычных писателей современности Мартина Эмиса.

Наш неряшливый анти-герой думал что руководит шоу, а конец известен (ну или прочитайте, обещаю, что в этом почти бесконечном по информационным потокам романе все же есть конец).

"Деньги" называли эпитафией декады 80-х. А главный герой романа John Self с его знаменитым Self’s self-destruction стал афоризмом.

Эмис говорил что единственная мера успеха, о которой писатель должен беспокоиться, заключается в том, читают ли его еще через 50 лет.

Роман вышел в 1984 году. На дворе 2018. С удовольствием перечитаю в 2034 году.

Спасибо, Мартин. Я в восторге.

Комментарии


Поддерживаю, я тоже в восторге!