Больше рецензий

Sergej328

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 сентября 2018 г. 23:30

794

5

"ШУАНЫ или БРЕТАНЬ В 1799 ГОДУ" (1829)
Франция. Бретань. 1799 год
Директория, затем Консульство.
Продолжение:
"Изнанка современной истории" (1848)

Расхожий штамп, что Бальзак написал подражательный роман Вальтеру Скотту, тиражируемый в каждом комментарии к изданию свидетельствует как минимум о том, что сам комментатор романа не читал или бездумно повторяет однажды сказанное. Начнём с того, что сэр Вальтер является основателем жанра исторического романа для всего мира. И в частности для Фенимора Купера, который красочно описал историю освоения американского контитинента. Следует обратить внимание, что это были не просто новаторские романы. Авторы нашли свою изюминку и экзотику для их изображения. Так В. Скотт познакомил мир с шотландцами, Купер с индейцами. Для Бальзака такой темой стало представление миру бретонцев. Не зря в своём романе он их часто сравнивает с могиканами. Замкнутый народ, живущий на труднодоступной пересечённой местности, не поддающийся чужому влиянию, это истинная Галлия, каковой она была бы без романизации Римом и германизации франками.

Из всех областей Франции в Бретани нравы древних галлов оставили наиболее сильный отпечаток. Та часть Бретани, где еще и поныне дикая жизнь и суеверный дух наших суровых предков, так сказать, сохранили свою свежесть, называется «край молодцов». И это укоренившееся прозвище как бы служит наградой за их верность старине и традициям гаэльских нравов и гаэльского языка: вся их жизнь хранит глубокие следы верований и суеверных обрядов древних времен. Тут всё еще соблюдают феодальные обычаи. Тут любители старины находят в целости памятники друидов, а дух современной цивилизации страшится проникнуть сквозь дремучие, первобытные леса. Невероятная жестокость, дикое упрямство, но вместе с тем верность клятве; полное пренебрежение нашими законами, нашими нравами, нашей одеждой, нашим языком и вместе с тем патриархальная простота и героическая доблесть.

Не удивительно, что патриархальные бретонцы не восприняли революции и новых порядков, и поддержали сторонников короля, ибо король по их пониманию был гарантом их прав как наследник власти бретонского герцогства.
Бальзак сравнивает их нравы и приёмы войны с индейцами:

В живописных долинах, за цветущими изгородями прятались невидимые враги, готовые к нападению. Каждая нива была тут крепостью, каждое дерево прикрывало западню, каждый дуплистый ствол старой вербы таил какую-нибудь военную хитрость. Поле сражения было повсюду. Шуаны подстерегали синих на поворотах дорог, девушки улыбками завлекали их под огонь ружей, не видя в том предательства.
Эти дикари служили богу и королю такими же способами, какими ведут войну могикане.

Поняв, что традиционными методами войны республиканцам в этом краю не справиться, глава полицейского департамента Фуше , послуживший в этом качестве и республиканцам и Наполеону и королю (война войной, а полиция каждому режиму нужна!), разработал хитроумную полицейскую операцию по устранению лидера роялистского мятежа, маркиза де Монторана, по прозвищу "Молодец". Руководителем и исполнителем этой операции является некая с неограниченными полномочиями дама, представляющаяся как Мари де Верней. И вот два полицейских агента прибывают в мятежную провинцию. У шуанов и руководителя трудная задача вычислить этих агентов и ещё труднее,не спалиться самим. Задача Мари - влюбить в себя бравого роялиста, и не влюбиться самой. А с этим уже сложнее...
И вот здесь мы видим значительное отличие метода Бальзака от Скотта и Купера. У обоих романистов - в центре история и герои, движущие эту историю, герои живущие в этой истории. Бальзаку важнее описание человеческих чувств, их постепенное развитие и тончайшее проявление, и их разные стороны у Мужчины и Женщины, называемых Любовь. Бальзак идёт далее, своим непроторенным путём, породившем эпопею "Человеческая комедия".
Мы уже упоминали кинематографичность изображаемых картин Бальзака, картин движения. Теперь отметим и их озвучивание, звуковой и психологический фон действия. Именно звук давящий на психику, нагнетающий тревогу, как в хорошем триллере, например в сцене идущих по лесу "синих", республиканцев, попавших в засаду "белых", шуанов:

В этой торжественной тишине равномерный звук шагов запоздавших новобранцев, глухой хруст песка под их ногами вносили что-то зловещее во всеобщую тревогу. Это неизъяснимое ощущение могут понять только те, кто в мучительный час ожидания беды чувствовал среди безмолвия ночи, как монотонное повторение какого-нибудь звука усиливает бурные толчки сердца и капля за каплей вливает в него ужас...

Оставим за скобками исторические политические пристрастия, за роялистов, за республиканцев, тут каждый выберет по своим симпатиям для себя, а у Бальзака обе стороны изображены довольно объективно и без прикрас.
Соперницу Мари , ярую роялистку баронессу де Тур и шуанов мы увидим в следующем романе "Изнанка современной истории", а напарника Мари по операции, полицейского Корантена, в романе "Блеск и нищета куртизанок". Не забудем так же посмотреть и экранизацию "Шуанов", с Жаном Маре.
картинка Sergej328
Замок Фужер в Бретани, где произошла развязка истории.
До нашего времени замок сохранился практически в первозданном состоянии.