Больше рецензий

2 сентября 2018 г. 17:27

2K

5 Я был лишним во веки веков

Когда я познакомился с «Тошнотой» в 2008 году, в армии, она произвела на меня очень сильное впечатление. Постоянный недосып и недоедание здорово способствовали восприятию философской подстежки романа. Тогда я думал: «как же он ко времени...», но именно сейчас, после повторного прочтения «Тошноты», я понимаю что мой контакт с автором как бы вышел на новый уровень. Знаете, бывает это ощущение, что оказывается долгое время ты был не одинок в своих умозаключениях; что они – не проявление безумия, в противовес угрюмому единодушию большинства; что, в каком-то смысле, как раз ты являешься нормальным, а другие словно лунатят. Из глубины двадцатого века пришла весточка от раскосого француза: «парень, ты там держись: у меня было так же».

Сартр выбирает для «Тошноты» дневниковый стиль изложения. Это придает роману одновременно сокровенность, глубину рефлексии и ощущение запретного, ведь большая часть рассуждений так или иначе разоблачает укоренившуюся в людях идею об окружающем мире. Сартр безжалостно и элегантно разносит миф о пресловутом Опыте человека, который де непременно сопутствует биологическому старению. Он говорит о ложной природе «историй», на которые мы так любим кромсать свое прошлое. Наконец, он описывает этих монстров – Людей... Большинство из них уже с детства заявляет свои Права на что бы то ни было. Именно они – окостенелые прижизненные мертвецы – становятся зодчими всеобщей иллюзии. Они – хозяева, потребители, короли, которым неизвестно сомнение.

картинка emmot_ray

Главный герой романа (Рокантен) устроен иначе. Он пытается всматриваться в предметы и явления, он не может обрести мир, потому что ответы на самые важные вопросы всегда ускользают. И только чувство Тошноты приходит время от времени вслед за ощущением ужаса, чтобы на долю секунды приподнять занавес... По Рокантену (читай – по Сартру) смысла нет. Все – абсурдно. Каждое дерево, забор, тротуар – лишние. Люди – лишние. Все находятся в удушающей власти Существования. И эта бесцельность не может не угнетать. В конечном счете, герой всякий раз придумывает себе цель, ищет новое «приключение», чтобы не сойти с ума. Как у Кастанеды: «Контролируемая глупость».

Единственное, что мне не понравилось в романе – это линия с Анни. Для меня перепад оказался слишком разительным: острый, беспощадный и независимый ум, с появлением женщины, превращается в какой-то маршмеллоу. Рокантен начинает мямлить, искать смысл в ее капризах и истериках, и винить себя решительно во всем. Есть подозрение, что примерно так все обстояло в действительной жизни Сартра. Его прославленная муза (Симона де Бовуар) была феминисткой, лесбиянкой, ратовала за свободные отношения, одним словом отличалась самыми широкими взглядами...

Хочу отдельно отметить рассказы Сартра из этого издания. Они порадовали меня едва ли не больше основной работы. Все-таки «Тошнота» находится как бы на границе литературы и философии (того самого «экзистенциализма»). Возможно, Сартр и вовсе вел несколько лет дневник, а потом охнул от его крутости, немного подредактировал и пустил в печать. В малых же формах он раскрывается прежде всего как литератор. Его язык хирургически точен, стилистика богата неожиданными находками, она роднит в себе проявления классического (четкая и пропорциональная композиция, ударные финалы) с модернистским (поток сознания, текучий образный ряд). Честное слово, я давно не читал прозу с таким аппетитом. Сартр, в отличие от того же Пруста, умеет нагнетать саспенс, отбрасывать лишнее и излагать сложные идеи простым языком. Одним словом, он невероятно силён. Редкий пример по-настоящему ясного ума в литературе (без психопатологии в духе Гюнтера Грасса), который прожигает своими лучами мельчайшие проявления жизни, дабы докопаться до сути.

Знаменитый индус Свами Вивекананда писал о разных способах постижения: через медитацию, молитву (любовь и служение), через труд и знание. Последний (джана-йога), как мне видится, – путь людей подобных Сартру: вместо веры на слово и раболепной капитуляции на волю Высших сущностей – непрестанное размышление, дисциплина и, прорастающие на обломках отброшенных выводов, бурые от пыли цветы Поэзии.