Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2018 г. 14:59

3K

4.5 Оправдание добра

Это прекрасно! Я получила массу положительных эмоций, при том, что постоянно ждала подвоха. Хорошо помню его «Вся жизнь впереди» и накрываещее меня чувство негодования от того, что автор «решил» смехом то, что не имеет решения, что неизлечимо даже временем прожитой жизни. Противореча собственным впечатлениям от «Жизни впереди» я ждала тяжелой морали, возмездия за нездоровое "спасающее" мировоззрение, воспеваемое в этом романе. Или, наоборот, ждала, что раскрывая тему, автор ограничится поверхностным анализом, не раскроет важных деталей. Но он меня пожалел, я так рада что «дослушала» до конца его историю о добре.

О зле много сказано и написано, до такой степени, что мы уже признали его право на существование. О добре - да что о нем говорить? Чего разводить розовые сопли? Все последователи теории добрых дел глупцы или больные люди, лицемеры проклятые, ждут благодарности или признания. Или своими благими намерениями мостят дорогу в ад, или причиняют добро. Или просто слабаки - быть крутыми не умеют, в морду дать тоже, значит приспособятся быть добренькими. Или еще того хуже - не делай добра, не получишь ранящих до глубины души неприятностей, вызванных ответной реакцией.

Вот, автор обо всем этом дерьмище не написал, не опустился до него. Он, к слову, обладает мощнейшим оружием. Юмором. Не циничным юмором. Жалеющим, добрым юмором. И уже за одно это достоин внимания. Он вообще, будто ничего не знает о том, что я перечислила выше и рассуждает о тяге к добрым поступкам из одного единственного мотива - любви. Это когда человек не может иначе, умрет, сойдет с ума если не поможет кричащему о помощи, даже безмолвно кричащему. Причем, что определяюще, знает как помочь - уважая личные границы объекта своей помощи, не присваивая, не порабощая его себе, не проживая его жизнь. Остается только пожалеть, что такое качество как умение уважать личные границы других людей это особенности не каждого национального мировосприятия и поведения. Что у французов выглядит естественно, то в других местах вообще сложно себе представить, а если все же удастся, то будет выглядеть наигранным.

Отчего же происходят нездоровые потуги помогать другим людям? Все исходит от осознания подверженным ему несправедливости устройства человеческой жизни, от недосмотра высших сил над подопечными. От желания ситуацию исправить, наладить, починить. От склонности недооценивать значение собственного «Я» в системе «Я и Остальные». И наконец, от чувства вины за немощь человека в его же человеческом мире, а может и какой-то другой немощи, личной.

Удивительно и то, что порывы творения добрых дел происходят от личной неудовлетворенности и ненужности. Что есть во всех этих порывах и финишная черта, как факт, что все должно иметь свое завершение и перерасти в форму, которая называется «в меру». Потому что… потому что добрые поступки это расточительство в ущерб собственной жизни, это увод ресурсов. А может быть даже то, что я уже перечисляла выше во втором абзаце.

Итак, Эмилем Ажаром добро оправдано. Абсолютно и бесповоротно. Надеюсь, пожизненно и повсеместно. Но с оговоркой «в меру».