Больше цитат

katrene90

23 августа 2010 г., 14:47

...Роман Стейнбека "Гроздья гнева", вышедший в свет в 1939, занял первое место в списке литературных бестселлеров. Уже сама тема книги имела ОГРОМНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ, ибо положение американского фермерства в 30-е годы неоднократно обсуждалось конгрессом, принявшим ряд законов помощи фермерам и сельскохозяйственным рабочим. Сенатская комиссия Лафолетта, специально изучавшая положение сельскохозяйственных рабочих на фруктовых и хлопковых плантациях Калифорнии, подтвердила ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ, положенных в основу «Гроздьев гнева». Экранизация романа Стейнбека в подобной обстановке могла принести студии не только битковые кассовые сборы, но и огромный престиж.
И все же съемки картины были окружены тайной. Опасаясь, что торговые палаты штатов Техас и Оклахома могут запретить натурные съемки на своей территории, руководство фирмы «20 век Фокс» засекретило фильм условным названием «Шоссе 66».
С другой стороны, в сценарии были СИЛЬНО СМЯГЧЕНЫ элементы политической и религиозной сатиры, отчетливо звучащие у Стейнбека.
Например, в сцене в Калифорнии, когда Том Джоуд и Тимоти – его новый товарищ по правительственному лагерю – роют канаву для какого-то арендатора, Тимоти рассказывает про богатого фермера, который на вопрос: «Что же это за люди, эти красные?» - ответил: «Красный – это тот сукин сын, который требует тридцать центов, когда мы платим двадцать пять». Вопрос остался в фильме, но ответ был заменен ничего не значащими словами: «Я не собираюсь об этом говорить».
Были убраны прямые пророчества будущей революции, имевшие место в романе («А компании, банки готовили себе гибель, не подозревая этого…Крупные компании не знали, что четра, отделяющая голод от ярости, еле ощутима»). Был опущен один из самых сильных эпизодов романа: стычка матери с евангелисткой в правительственном лагере. Значительно мягче, чем в романе, показана жестокость полиции.
И все же талантливому творческому коллективу, работавшему над картиной (режиссер Джон Форд, сценарист Нанелли Джонс, великолепная операторская работа Грегга Толенда, Генри Фонда в роли Тома Джоуда), удалось благодаря уже упоминавшейся выше БЛАГОПРИЯТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ сохранить главное – ИДЕЙНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ романа.
Любопытна дальнейшая судьба этой картины. Если при выходе в свет фильм получил ряд премий и оказался на первом месте в списке десяти лучших американских фильмов 1940, то в 1945, при изменении ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА после смерти Рузвельта, «Гроздья гнева» были запрещены к демонстрации как «фильм, НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЙ МЕТОДАМ ПРОПАГАНДЫ американских методов жизни»...