Больше цитат

Julsoni

4 августа 2013 г., 16:00

Итак, подведем итоги. Если не обсуждать версию о «чудесном» отпечатке на полотне в момент воскрешения Христа, которая разделяется многими верующими, и ограничиться реалистическими и в принципе научно доказуемыми предположениями, то можно выдвинуть две альтернативные гипотезы о происхождении плащаницы и отпечатка на ней. Первая гипотеза, которую поддерживают большинство исследователей, работавших
непосредственно с плащаницей, состоит в том, что она действительно представляет собой естественно образовавшийся отпечаток мертвого тела человека, казненного путем распятия. Лишь относительно немногие из ученых позволяют себе идти далее и утверждать, что этим человеком был Иисус Христос.
Ряд патологоанатомических данных, о которых мы уже говорили выше, подтверждает это предположение, однако, несмотря на ряд остроумных гипотез и экспериментов, конкретный механизм формирования такого
естественного отпечатка все еще остается необъяснимым. Кроме того, против данной гипотезы — полное отсутствие (по мнению одних специалистов) или слишком незначительные (по мнению других) искажения в пропорциях тела, отчетливость кровяных пятен, которые вряд ли могла оставить засохшая кровь (если только она не была как-то размягчена предварительной обработкой трупа), и некоторые другие соображения.
Вторая гипотеза, противоположная первой, утверждает, что, несмотря на всю свою натуралистичность, образ на плащанице является искусным произведением человеческих рук, полученным той или иной техникой
(рисунком, эстампированием, выжиганием и т. д.). Однако, какой конкретно могла быть эта техника, остается неясным. Необязательно предполагать, что изображение, если оно искусственное, могло быть создано в XIV в.
или немного раньше. Хотя и имеется упоминание о том, что безымянный художник сознался в том, что он изготовил плащаницу, нам неизвестно, какие обстоятельства вынудили его сделать это признание. Зато хорошо известно, как много признаний, заведомо ложных, в самых чудовищных и фантастических деяниях делались в средние века перед лицом грозных церковных властей. Фальсификатора плащаницы с равным успехом можно
искать как в XIV в., так и в IV в. Опять-таки решающее слово здесь за пока еще отсутствующей прямой датировкой ткани методами естественных наук. Позднеантичные художники не хуже, а даже лучше, чем средневековые, владели искусством передачи реальных пропорций человеческого тела и всевозможными техническими приемами. Кстати, IV в. как раз характеризуется расцветом культа всевозможных христианских реликвий и массовым их появлением на исторической арене. Однако художник, создавший образ на плащанице, если только он действительно существовал, независимо от того, в каком веке он жил и действовал, должен был быть поистине уникальной личностью в истории мирового искусства. Прежде всего, это должен был быть гениальный художник, безупречно знавший анатомию человеческого тела. Кроме того, у него должны были быть незаурядные исторические и литературные познания в евангелии, в древнеримских законах и древнееврейских религиозных обычаях, в истории материальной культуры — знание инструментов казни и пыток и т. д. Он должен был так искусно нанести кровяные подтеки, что они позволили судебно-медицинским экспертам XX в. восстановить в деталях картину агонии и смерти распятого человека. В довершение всего этого он должен был быть нумизматом, имевшим в своей коллекции редкие палестинские монеты периода правления Тиберия. Перед нами встает гипотетический портрет совершенно уникальной личности, сопоставимой по своей универсальности и силе таланта разве что с Леонардо да Винчи. Если такая личность действительно существовала, тщательный поиск каких-либо источников сведений о ней становится одной из интереснейших задач для историков и искусствоведов. В идущей во всем мире дискуссии о плащанице, о ее подлинности или поддельности и о возможном пути возникновения высказывалось, но не получило особого признания предположение о том, что человек, чьи черты отпечатались на плащанице, мог быть не собственно евангельским Иисусом Христом, а так называемым «маленьким Христом», то есть членом или лидером раннехристианской религиозной секты, из фанатизма или стремления к мученичеству предложившим распять себя в точном соответствии с указаниями Евангелия от Иоанна. В принципе в таком предположении нет ничего невозможного, так как жития святых этой эпохи изобилуют описаниями чудовищных самоистязаний, которым подвергали себя аскеты-фанатики. В той форме, в какой она высказывалась в литературе, подобная гипотеза опять-таки связана с загадочной проблемой
естественного формирования отпечатка. Однако можно предположить, что сектанты, распявшие своего харизматического лидера, позаботились о том, чтобы получить в качестве объекта культа отпечаток
его трупа, натянули на тело соответствующим образом погребальный покров, произвели его протирку материалом, который дал изображение через дегидратацию целлюлозы, а в отдельных местах могли даже произвести
и некоторую подкраску для большей четкости изображения. Тогда становится вполне естественным ближневосточное происхождение ткани, да и монеты эпохи Тиберия в то время еще не были большой редкостью; в сред-
невековье найти их было практически невозможно. Это, разумеется, всего лишь одна в ряду имеющихся гипотез о возможном происхождении загадочной туринской плащаницы, у каждой из которых есть свои приверженцы, но ни одна из которых не получила пока всеобщего признания и неопровержимого подтверждения.