Больше цитат

apotapchuk

17 апреля 2023 г., 13:32

[Свобода воли — цитаты + мои мысли]

Смягчилось бы наше отношение из-за того, что в детстве Комиссаржевский неоднократно подвергался сексуальному насилию?
[Причина или предпосылка не явл. оправданием.]

[Допустим, что] Либо наши желания обусловлены предыдущим опытом, и мы не несем за них ответственности, либо они зависят от случайностей, и мы тоже за них не отвечаем. [Но можно же меняться на мета-уровне: через окружение, состояние, среду.]

по активности всего-навсего 256 нейронов можно с 80%-ной долей вероятности предсказать движение за 700 миллисекунд до того момента, когда человек принял такое решение.

Мы не знаем, что собираемся делать, до тех пор, пока у нас не сформировалось намерение. Это заключение равносильно признанию того, что мы не управляем нашими мыслями и поступками в том смысле, который люди привыкли вкладывать в эти слова.

Сказать, что они были вольны не насиловать и не убивать, - значит признать, что они могли подавить в себе импульсы агрессии (либо даже пресечь само их появление), даже будучи в том состоянии, в каком они пребывали в момент преступления
[Не обязательно же брать этот момент; можно взять «на 5 дней раньше» и т. п.]

Я не предопределяю свои желания и не решаю, какое из них лучше. Моя психическая жизнь - это дар из космоса. Почему я не догадался выпить сока? Мне это даже не пришло в голову. Свободен ли я делать то, что не приходит мне в голову? Разумеется, нет.

Деннет же утверждает, что наше устройство куда сложнее - мы причастны ко всем процессам, происходящим внутри наших тел, независимо от того, сознаем мы это или нет. Это все равно что сказать: мы созданы из космической пыли. Собственно, так и есть.
Но мы не ощущаем себя космической пылью.
И знание о том, что мы пыль, никак не отражается ни на нашем восприятии добра и зла, ни на системе уголовного судопроизводства.

Люди чувствуют, что руководят своими мыслями и действиями (либо думают, что руководят), хотя это лишь иллюзия. Если бы мы им сообщили, что, по данным сканирования головного мозга, их выбор происходит за секунды до того, как они его осознают, это бы их чрезвычайно удивило: их статус сознательных индивидов, контролирующих свою внутреннюю жизнь, оказался бы под угрозой.

Как мы можем быть свободными личностями, если все наши осознанные намерения вызваны процессами в мозге, которые мы не запускали и которые мы абсолютно не контролируем? Никак.

выбор, усилия и намерения возникают неизвестно откуда, это совершенно таинственные процессы.

Депрессивные мысли лишают сил, позитивные вдохновляют. Можно пустить свои мысли по любому руслу, однако наш выбор продиктован первопричинами, к которым мы имеем весьма отдаленное отношение.

Есть научные, этические и чисто практические нормы, подходящие на все случаи жизни, чего не скажешь о совете:
«Просто выдавливай негодяю глаз». И здесь нет никакого противоречия. Не всегда в наших интересах смотреть на людей и на вещи как на скопление атомов, но это вовсе не отрицает истинность и полезность физики.

Перемены творческого характера - освоение новых навыков, формирование новых отношений, развитие внимания - могут кардинально преобразовать вашу жизнь.

Одно дело поцапаться с женой из-за плохого настроения, и совсем другое - понимать, что ваше настроение и поведение вызвано низким уровнем сахара в крови. Вам, конечно, придется признать, что вы биохимическая марионетка, но при этом появляется возможность уцепиться за ниточку. Быть может, все, что вам требуется, - это немного еды.

Если после недель раздумий, копания в книгах и споров с друзьями вы по-прежнему полны решимости убить царя, значит, убийство царя - это отражение вашей личности. И дело не в том, являетесь ли вы сами окончательной и независимой причиной ваших действий, а в том, что у вас мозг цареубийцы.

Избавление от иллюзии свободы воли дает нам возможность сосредоточиться на действительно важных предметах - оценке риска, защите невинных, профилактике преступлений и т. д.

И сама опухоль, и ее воздействие кажутся случайностями, что делает злодея исключительно жертвой биологии. Естественно, если преступника нельзя излечить, его следует изолировать, пока он не совершил новые преступления, но мы его не ненавидим и не клеймим как абсолютное зло.

наша жажда возмездия связана с неумением видеть подоплеку поведения человека.

Мало что дало столько возможностей для разгула человеческой жестокости, как идея бессмертной души, неподвластной никаким влияниям материального мира, начиная с генетических и кончая экономическими.

Нам необходима система правосудия, которая безошибочно устанавливает, кто виноват, а кто нет, и оценивает виновного с точки зрения будущего риска для общества. Но с логикой наказания людей должно быть покончено - если только наказание не является основным компонентом профилактики или перевоспитания.

Очевидно, месть отвечает сильнейшей психологической потребности, которая есть у многих из нас.

Кажется, многие просто не понимают, что без крупного везения в этой жизни ничего не добиться, как бы человек тяжело ни трудился.
Трудоспособность - это уже удача. Удача, если вы умны, здоровы и не разорились в расцвете лет из-за болезни жены.

Разумеется, консерваторы правы в том, что надо препятствовать паразитам и поощрять в людях желание работать на пределе своих возможностей.

[Джеральд Эдельман] назвал бессознательное «воспоминаниями о настоящем»

процессы в нервной системе, которые отменяют запланированные действия, также нами не осознаются.

Эйнштейн (вслед за Шопенгауэром) однажды выразил аналогичную мысль: «Честно говоря, я не понимаю, что имеют в виду, когда говорят о свободе воли. Например, я чувствую, что мне хочется то или иное, но я совершенно не понимаю, какое отношение это имеет к свободе воли. Я чувствую, что хочу закурить трубку, и закуриваю ее. Но каким образом я могу связать это действие с идеей свободы?
Что кроется за актом желания закурить трубку? Другой акт желания? Шопенгауэр как-то сказал: "Человек может делать то, что хочет, но не может хотеть по своему желанию"».