Больше цитат

johannajarvinen

26 марта 2023 г., 21:22

... популизм – это идеологический инструмент политической программы, которая представляет собой попытку заменить легально-рациональную легитимацию либеральных демократий на субстантивно-рациональную легитимацию. <...> популисту действительно удается присвоить интерпретацию общего блага. В случае пользующихся идеологией популистов присвоение превращает популистскую политическую программу в политическую программу неограниченного правления приемной политической семьи в целом и верховного патрона (популистского лидера) в частности. <...>
В ее <социально-психологической стороне популизма> основе лежит психология жертвы, порожденная кампаниями страха и ненависти в рамках процесса конструирования «их» и стигматизации «их» как врагов. Поскольку группа «мы» преподносится как жертва группы «они», общее жертвенное состояние перерастает в моральный нигилизм, то есть полное безразличие к судьбе всех, кто не входит в «мы». Вследствие этого моральные границы стираются, и люди освобождаются от бремени заботы о ближнем, то есть происходит уничтожение солидарности, которая является моральной основой либеральных демократий. Именно поэтому в посткоммунистическом регионе (и, вероятно, на Западе) популизм оказывается настолько привлекателен, особенно для тех людей, для кого порядок открытого доступа подразумевает экзистенциальную тревогу и угрозу их онтологической безопасности.
<...> аргументы о боге, нации и семье, которые по отдельности или вместе могут формировать ценностно-когерентную идеологию коллективизма, переопределяются и перемешиваются в популистском нарративе в соответствии с функциональной когерентностью, как с точки зрения идеологического спроса, так и предложения. <...> в отличие от либеральной картины мира, сообщества, образуемые вокруг идей бога, нации и семьи, носят не относительный характер, на который влияют индивидуальные или групповые права, но возводятся в абсолют, а также соединяются в одно целое как две грани двусторонне-функциональной дискурсивной сущности «мы / нас». С точки зрения идеологического спроса, воображаемое сообщество, созданное с помощью популистской политики идентичности, подталкивает к упрощению: оно делает многогранную и регулярно пересматриваемую идентичность просто «хорошей» идентичностью, которая не требует саморефлексии. Все это приводит к укреплению идентичности и упрощению картины мира, в рамках которой защита статуса приобретает легитимность, а каждая попытка его нарушить и каждое предложение принести его в жертву – делегитимируются. С точки зрения идеологического предложения, идея «бога» позволяет устранить разногласия, поскольку благодаря ей конкурирующая политика не подлежит обсуждению, идея «нации» предоставляет неограниченный простор для действий, поскольку отменяет ответственность властей перед обществом, а идея «семьи» легитимирует принцип господства, поскольку продвигает и узаконивает культурную модель патриархальной семьи...