Больше цитат

_anna_karpenko

16 декабря 2022 г., 19:11

А на одном из христианских праздников на Богоявлении — Крещении Господнем, отмечаемом 19 января (6 января по старому стилю), мы можем увидеть и чествование нашего троеглавого и пречудного зверя.

В крестьянской Руси на Богоявление неизменно производились обряды христианский — «освящения скотины» и языческий — почитания «скотьего бога». «Скотьим богом» называли одного из главных божеств славянского язычества Велеса, имя которого, по источникам, имеет варианты: Волос и Влес.

Обычай освящения скотины заключается в том, что хозяин в вывернуто мехом наружу шубе и в сопровождении всей семьи шел на скотный двор. Скот ну выводили из хлева, кропили освященной в церкви водой, кормили хлебом, зерном, лепешками, оставшимися от рождественского стола. Для этого угощения также повсеместно специально пекли печенье в форме птичек, коровок, лошадок, лесенок с перекладинами — «мостов», лепешек, украшенных сверху различными узорами и называемых «богачами». Фигуры обрядового печенья имели смысловое значение, связанное с праздником, и особенно важной и значительной в этом ряду является фигура обрядового печенья, называемая «козулей».

Козуля представляет собой, в отличие от реалистических птичек и коровок, фантастическое четырехлапое животное. На его туловище с защипанными гребешками теста, изображающими лохматость шкуры, была не одна, а три головы на длинных шеях. «Козулю» скармливали не только скотине, но также дарили и людям, сопровождая подарок пожеланиями добра и удачи. Поэтому, а это совершенно ясно, в данном случае козуля выступает символом и, естественно, изображением самого «скотьего бога» Велеса, одного из главнейших и древнейших богов религии славянства.